С конца марта в социальной сети «ВКонтакте» и на YouTube стали появляться ролики о людях, которые каждый день вносят вклад в развитие общества, — проект #невсёравно. Цикл документальных фильмов о взаимопомощи запустило агентство Agenda Media Group при поддержке Института развития интернета. Команда проекта рассказала Sostav, как за четыре месяца удалось найти нужных героев и снять 52 истории.
Цели и задачи
Мы запланировали создать 120 мини-фильмов хронометражем от 12 до 15 минут. Изначально наша команда собиралась выпускать по 60 роликов в год, но вскоре пришлось сократить сроки и ускорить темп работы.
Перед тем как приступить к реализации, мы поставили цели, которые определили тональность всего проекта:
- поднять уровень социальной вовлеченности;
- создать общечеловеческие ориентиры;
- рассказать о важных проблемах общества на примере отдельно взятых историй.
Следом очертили ключевую задачу — показать зрителям, что существуют разные комьюнити социальной направленности. Целевой аудиторией стали люди от 20 до 35 лет, которые интересуются современной повесткой, смотрят и следят за независимыми медиа.
Экосистема проекта
На начальном этапе были сформированы несколько независимых команд, которыми руководил лидер проекта. Мы организовали процесс так, чтобы работа над всеми роликами шла одновременно. С каждым новым материалом команда расширялась, так как увеличивалось количество историй и объём работы. На сегодняшний день в рабочей группе 11 авторов, три режиссёра, шесть монтажёров и семь продюсеров.
У проекта широкая география, команда организовывала и проводила съемки в разных городах. Некоторых героев искали удаленно, общались с ними, писали сценарии, а после — находили надёжную команду, которая снимет проект уже на месте под нашим руководством. Мы подробно брифовали съёмочную группу и контролировали процесс. Отснятый материал забирался в Agenda Media Group на постпродакшен.
Наши герои
Поиск героя — один из ключевых процессов, канва каждого ролика строится вокруг личности неравнодушного человека. Сразу найти готового персонажа невозможно, поэтому мы искали социальные организации, которые помогали нам встретить нужного героя. Зачастую сотрудничали с фондами поддержки, благотворительными организациями и творческими комьюнити. Постепенно нам удалось наладить алгоритм действий.
Далее происходил процесс глубинной проработки самого героя: мы встречались с ним и проводили предварительное интервью. Во время поисков было отмечено, что даже если у активиста богатейший внутренний мир и поразительная история, он может быть неинтересен зрителю. Важна подача и заразительность, которой обладают не все. И это нормально, потому что истории рассказывают настоящие участники событий, а не дипломированные актёры.
Содержание роликов
У нас был простор для творчества. Мы могли поднимать темы, которые считаем важными, актуальными и сложными: ВИЧ, домашнее насилие, расстройства пищевого поведения, ментальные болезни.
Чтобы зрителю был интересен и нов каждый ролик, применялся индивидуальный подход и прорабатывалась разная стилистика. Тем самым мы немного усложнили задачу, которую оценила команда дизайнеров: им пришлось создавать графику под каждый отдельный фильм.
В выборе подачи мы отталкивались от самой истории. Например, в ролике «Я тебя слышу» героями стали глухие дети. Там мы внедрили стилистику комиксов, потому в них заложена идея передавать звуки визуально.
Особенности монтажа
Нельзя не упомянуть про особенности монтажа, это важнейшая часть процесса. Чтобы каждый ролик обладал уникальной тональностью, у всех монтажёров есть возможность делать что-то близкое своему стилю. Материала всегда очень много. Во время отсмотра команда старается не упускать ни один кадр, потому что заранее никогда не знаешь, что и в какой комбинации сработает.
Главная задача монтажа — донести настоящие переживания. Во главе угла мы ставим личную историю человека, которая не может быть заученной и формальной, выглядеть фальшиво. Однако в интервью спикеры не всегда говорят связно и логично, у них не поставлена речь, так что приходится делать сотни микросклеек, вплоть до букв.
Результаты
За четыре месяца команда Agenda Media рассмотрела более 600 человек, провела интервью со 120 активистами и компаниями, выбрала 60 героев и фондов по разным темам.
- Мы сняли и смонтировали 676 минут — 7,5 полных метров по 1,5 часа.
- Отсняли 52 ТБ, отработали 135 съёмочных смен. Всего 120 дней или 4 месяца.
- Опубликовали 42 ролика, в ближайший месяц опубликуем ещё 10.
- Ролики уже собрали 80 млн просмотров.
Съёмки проходили в разных городах. В Москве получилось 24 ролика, в Санкт-Петербурге — 11. Мы собрали по две истории в Нижнем Новгороде, Казани, Саратове, Челябинске. Кроме того, проект снимали в Иркутске, Томске, Смоленске, Иваново, а таже Вологодской и Ярославской области.
Заключение
Во время работы мы поняли, что супергерои есть во всех сферах жизни. Наша команда постаралась рассказать о них без шаблонов: каждый голос звучит по-особенному, у каждого фильма есть характер, визуальный ряд и тональность. Все истории объединяет одно — неравнодушие. Такие проекты заставляют нас быть более сознательными, отделять главное от второстепенного и идти в ногу со временем.
Впереди планируется цикл из нескольких сезонов. Мы продолжим искать героев, проникаться их историями. А наш видеопродакшен — это оцифровывать, чтобы как можно больше зрителей смогли увидеть, а главное — услышать то, что действительно важно.
Алексей Гореславский, генеральный директор Института развития интернета:
Команда проекта очень творчески подошла к его реализации, там нет проходных историй. Все сюжеты очень живые, а многие действительно трогают до глубины души. В 2020 году, в самый разгар пандемии, ИРИ поддержал проект «Добрый день» о тех, кто своими добрыми делами ежедневно делает наш мир лучше и заражает своим примером других. Он был очень хорошо принят аудиторией и собрал более 120 млн просмотров. В 2021 вышло продолжение под названием «Супергерои России», которое пользовалось не меньшим успехом. #невсёравно — это, на мой взгляд, очень удачное развитие этих двух проектов. Все они показывают очень важную вещь — то, что супергерои есть во всех сферах нашей жизни и это те, с кого нужно брать пример. Именно рассказ о важных социальных проблемах через отдельно взятые, живые истории, помогает повысить уровень социальной вовлеченности и сформировать общечеловеческие ориентиры. Мы существуем в том числе для того, чтобы такого некоммерческого, но очень нужного контента становилась как можно больше.