Согласно отчету Ipsos, 59% опрошенных людей считают, что искусственный интеллект (ИИ) изменит их работу. Другие исследования подтверждают, что динамичное развитие технологий ведет к сокращению количества рабочих мест, но вместе с тем и открывает новые карьерные возможности и профессии. Представителям каких сфер внедрение ИИ бросает вызов и стоит ли волноваться на этот счет, Sostav рассказала HR-команда компании Agenda Media Group.
Какие планы у бизнеса?
Лидеры компаний выбирают два разных подхода к кадровой оптимизации в свете внедрения ИИ в бизнес-процессы:
- каждый четвертый из 4 702 руководителей, опрошенных в ходе 27-го ежегодного глобального опроса генеральных директоров PwC, заявил, что планирует сократить численность персонала на 5% или более в 2024 году из-за генеративного искусственного интеллекта;
- руководители же технологических компаний — почти четверть из них — собираются увеличить свою рабочую силу, чтобы извлечь выгоду из технологии.
В первом случае многие руководители видят в ИИ способ сократить рабочие места. Здесь есть риск выиграть битву за затраты, но проиграть войну за рост. В конечном итоге они рискуют пожертвовать важнейшим компонентом переосмысления — инновациями. Лидеры компаний, использующих новые цифровые технологии, в своем подходе понимают разрушительный потенциал генеративного ИИ и рассматривают его как средство создания ценности новыми способами, а не просто повышения эффективности.
Стоит ли волноваться?
Действительно, все чаще появляются зарубежные исследования о том, что ИИ и автоматизация могут повлиять на решение о замене каких-то специалистов. Но существует две утешающие тенденции.
- По данным Массачусетского технологического института, замена живой рабочей силы ИИ экономически невыгодна, поскольку люди пока обходятся дешевле в большинстве профессий.
- Чем больше развиваются технологии, тем активнее компании внедряют их в свою деятельность, и к этому нужно быть готовым морально и профессионально. «Компании, в которых работают более тысячи сотрудников, занимаются внедрением технологических трендов в 1,5 раза активнее компаний меньшего размера», — говорится в исследовании компании «Яков и Партнёры».
Стратегически полезный компромисс — начать «дружить» с ИИ и разбираться в том, как те или иные технологии могут сделать вашу работу качественно лучше.
Какую тактику выбрать работникам?
Для того, чтобы оставаться конкурентоспособными в условиях развития искусственного интеллекта и снизить риск потери работы, важно развивать определенные навыки.
Обучаемость и адаптируемость. Быстрое освоение новых технологий и постоянное самосовершенствование повышают компетенции и ценность специалиста.
Креативность и инновационное мышление. Этот аспект был важен всегда, но сейчас многократно возросла ценность идеи, особенно в творческих профессиях.
Цифровая грамотность. Однажды практически всем специалистам, независимо от возраста, пришлось освоить компьютер. Прогресс не стоит на месте: понимание основных цифровых технологий, умение работать с онлайн-сервисами — неизбежный карьерный вызов.
Этическое поведение и ответственность. Этичное использование новых технологий, умение понимать как механику, так и правила работы с современными инструментами, умение принимать ответственных решений — эти навыки кратно увеличивают ценность работника в глазах работодателя.
С появлением ИИ на карьерном рынке стоит считаться, но требования к работникам не стали невероятно завышенными: искусственный интеллект подстегивает специалистов не расслабляться и продолжать учиться. Риск чувствуют те люди, которые либо имеют низкую квалификацию или просто напросто не хотят адаптироваться к изменениям.
Какую тактику выбрать руководителям?
Лидеры должны грамотно действовать в условиях стремительного проникновения ИИ. Делая упор на рост, как это делают руководители технологических компаний, бизнес может гарантированно извлечь из новых технологий максимально возможную выгоду. Здесь можно посоветовать следующее.
Повышать ИИ-квалификацию каждого сотрудника. Программы обучения и развития могут помочь всем, от C-suite до рядовых работников, научиться использовать искусственный интеллект для повышения продуктивности. Такой подход позволит избежать создания изолированных очагов возможностей и повысить базовые ожидания для всех. Пример: гибкие учебные программы должны поощрять безопасное экспериментирование, сначала сосредоточиваясь на небольших и надежных способах улучшения результатов — скажем, создании нового контента или его ускорении.
Переориентировать роли сотрудников на инновации, идеи и креативность. Следует объяснить работникам ценность ИИ: это не злодей-конкурент, который отнимет ваше рабочее место, но это инструмент для роста и инноваций, позволяющий применять его творчески и эффективно. В результате компания получает более квалифицированных и адаптированных к современным технологиям сотрудников, что ведет к устойчивому развитию и конкурентоспособности.
Автоматизация, роботизация, обучение нейросетям — и вот уже ваш рекрутер использует ИИ в своей работе для поиска кандидатов, ваш копирайтер пишет тексты вместе с ChatGPT, а ваш AI Artist создаёт дипфейки. Если нет возможности противостоять, то можно возглавить. Да и зачем противостоять, когда в руках такие возможности?