Российский рекламный рынок продолжает терять доходы вместе с падением национальной экономики. По итогам первого полугодия снижение составило 16%, а в денежном выражении рынок достиг отметки в 138 млрд. рублей. Об этом сегодня сообщила Комиссия экспертов Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР).
Напомним, что по итогам первого квартала падение российской рекламы составило 17%, по отдельным медиа - порядка 30%. Некоторая положительная корректировка произошла во втором квартале, из-за чего общее снижение немного замедлилось. Эксперты отмечают, что плохое начало года обусловлено не только нервозностью рекламодателей, но и высокой базой первого квартала 2014 года из-за сочинской олимпиады.
Эфирное телевидение, которое продолжает оставаться крупнейшим медиа в России, стабилизировалось в своем снижении: и в первом, и во втором квартале оно показало снижение на 21%. Такая же цифра, соответственно, и по полугодию, а в денежном выражении это порядка 60 млрд. рублей. Директор по маркетинговым исследованиям АЦ Vi Сергей Веселов отметил, что прогнозирование дальнейшего развития событий - неблагодарное дело: непонятно, чего ждать от IV квартала и какие еще факторы будут влиять на российскую экономику в этот период.
Чуть улучшило свое положение кабельно-спутниковое ТВ, которое в первом квартале продемонстрировало катастрофическое падение на 59% - это худший результат на рынке. Второй квартал обернулся 45-процентным падением, и в целом по полугодию оно составило 52%. Теперь объем данного сегмента, бывшего до недавнего времени одним из самых перспективных на рынке, составляет менее 1 млрд. рублей за шесть месяцев.
Некоторым образом удалось стабилизировать ситуацию сегменту рекламы на радио. Если в первом полугодии падение составило 25%, но в январе-июне этот показатель достиг отметки в 21%, до примерно 6 млрд. рублей. Буквально в свободном падении находится сегмент печатной прессы: за первое полугодие 2015 года он потерял еще треть объема и теперь составляет около 11 млрд. рублей. Некогда второй по величине сегмент сейчас уступает не только ТВ и интернету, но и наружной рекламе.
Однако такое "выигрышное" положение outdoor может продлиться недолго: неадекватная политика властей в Москве - основном рынке "наружки" - уже привела к закрытию многих игроков рынка. За первые шесть месяцев сегмент потерял в целом по России 27%, но регионы потеряли значительно меньше столицы. Как отметил в своем комментарии глава "ЭСПАР-Аналитик" Андрей Березкин, всего по году столичный рынок наружной рекламы может собрать около 11 млрд. рублей, 8 из которых необходимо будет отдать по контракту властям. Так что стоит ждать ухудшения положения в сегменте и дальнейшего выхода из рынка игроков.
Рынок российской рекламы в долл. США
2013 год - $ 10 млрд (средневзвешенный курс дек. 2013)
2014 год - $ 6,2 млрд (средневзвешенный курс дек. 2014)
I пол. 2015 года - $2,5 млрд (средневзвешенный курс. июня 2015)
Единственным драйвером развития российского рекламного рынка остается интернет-реклама, традиционно демонстрирующая разнонаправленные векторы внутри сегмента. Контекстная реклама за полугодие прибавила 15% (темпы ее роста немного замедлились во втором квартале) и достигла отметки в 35 млрд. рублей. Медийная реклама продолжает терять доходы, и по итогам шести месяцев достигла разрыва с "контекстом" в пять раз (порядка 7 млрд. рублей).
Положение медийной рекламы несколько улучшилось: в первом квартале она упала сразу на 18%, во втором - только на 5%, в целом по полугодию - на 11%. Это обусловлено и снижением темпов падения интереса к баннерной рекламе, и продолжающимся ростом видеорекламы. Продолжает терять доходы indoor и реклама в кинотеатрах.
Сегменты | Январь-июнь 2015 г. | Прирост, % |
Телевидение | 61.1-61.6 | -22% |
в т.ч. эфирное | 60.2-60.7 | -21% |
кабельно-спутниковое | 0.92 | -52% |
Радио | 6.0-6.2 | -21% |
Печатные СМИ | 11.2-11.4 | -33% |
в т.ч. газеты | 3.1-3.3 | -26% |
журналы | 5.4-5.6 | -33% |
рекламные издания | 2.5-2.7 | -40% |
Наружная реклама | 15.3-15.5 | -27% |
Интернет | 41.6-42.0 | 10% |
в т.ч. медийная реклама | 7.1-7.2 | -11% |
контекстная реклама* | 34.5-34.8 | 15% |
Прочие | 1.75 | -16 |
ИТОГО | 137.4-137.9 | -16% |
Алексей Ковылов, президент АКАР, президент РА Grey
Эти показатели говорят о том, что игроки рынка и рекламодатели адаптировались к новым экономическим условиям и соответственно строят планы, развивают свой бизнес. И хотя на рынке доминирует практика краткосрочных и среднесрочных медиа-сделок, текущие планы формируются приблизительно в тех же объемах, которые мы имели на уровне первого полугодия.