Одним из ключевых трендов розничной торговли в 2022 году стало развитие собственных торговых марок ритейлеров. Средняя доля СТМ в продажах продовольственных сетей выросла за год до 20% от выручки, сообщает Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ).
На каждую федеральную торговую сеть сегодня приходится в среднем 11 собственных брендов. Почти 60% опрошенных АКОРТ ритейлеров в 2022 году вывели новые собственные марки. Так, в ассортименте появилось более 5 тыс. новых товаров под собственными марками.
Доля СТМ в продажах непродовольственных ритейлеров-членов АКОРТ в среднем составила 42%, увеличившись на 8 п.п. по сравнению с прошлым годом. В секторе DIY доля СТМ выросла к концу прошлого года в среднем на 2 п.п. до 12% от оборота.
Самый высокий рост спроса на собственные бренды ритейлеров в продуктовой рознице показали категории «молочные продукты и сыры», «замороженные продукты», «бакалея», «свежие фрукты и овощи» и «кулинария» — СТМ в них превышают 22%.
В непродовольственных товарах драйверами роста продаж стали СТМ в категориях «бытовая химия», «текстиль для дома», «подгузники и гигиенические товары» — на них приходится в среднем 40% продаж.
В категории бытовой техники и электроники СТМ также показали многократный рост спроса. Лидерами стали телевизоры, холодильники, климатическая и встраиваемая техника, стиральные и посудомоечные машины, пылесосы и товары для ухода за собой.
Наиболее высокая доля СТМ отмечена в категориях одежды и обуви — в торговых сетях «Детский мир» и «Снежная Королева» она превышает 90%. Торговая сеть «Спортмастер» назвала самыми крупными такими категориями велосипеды, скейтборды и тренажеры — на собственные марки сети в прошлом году пришлось 95% продаж этих товаров.
В АКОРТ отметили, что на СТМ в формате дискаунтеров приходится порядка 40% ассортимента. Курс на сдержанное потребительское поведение сохранится, следовательно «роль СТМ как выгодной альтернативы брендам продолжит расти в текущем году темпами, сопоставимыми с динамикой 2022 года».
Согласно исследованию NielsenIQ, в апреле-августе 2022 года 11% товаров, проданных в онлайн-магазинах FMCG, оказались под частными торговыми марками ритейлеров. В непродуктовых категориях доля СТМ достигла 19% — каждый пятый купленный товар.