Иллюстрация facebook.com
Очередной провал стоимости национальной валюты вывел на улицы самую уязвимую из активной части российского населения - валютных ипотечных заемщиков. Ранее звучавшие заявления властей об урегулировании их оказались декларативными. Всю последнюю неделю валютные заемщики проводят массовые акции протеста у банков, а вчера решились на отчаянный шаг - перекрыть одну из центральных столичных улиц.
На этой неделе пострадавшие от валютных скачков люди запланировали акции в Райффайзенбанке, «Открытии», «Уралсибе», Банке Москвы, «Москоммерце», Альфа-Банке, Собинбанке, ЮниКредит Банке, Нордеа Банке, ОТП Банке, сообщает издание «Банки.ру». Клиенты добиваются рефинансирования кредитов по справедливому курсу в связи с резким ослаблением рубля.
Пока реструктурировать кредиты решились немногие банки. Так, Совкомбанк объявил о пересчете ипотечных платежей по курсу 60 рублей за доллар, в октябре 2015 года льготный курс предлагал Газпромбанк. Остальные компании предлагают клиентам рефинансирование по рыночному курсу или платежные каникулы, пишет РБК.
Премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что на программу помощи заемщикам, которые попали в трудную финансовую ситуацию, выделено 4,5 млрд рублей. Однако, сами валютные заемщики, чьи семьи рискуют оказаться на улице, помощи государства в урегулировании вопроса пока не почувствовали.
Протестующие говорят об отчаянном положении. 20 января они провели акцию в офисе «ДельтаКредита» на Моховой. Некоторые приковали себя наручниками к креслам и входной двери. После инцидента банк изменил режим работы и ввел в отделении пропускной режим.
Заемщики в Дельтакредите
Накануне люди собрались на митинг возле центрального офиса компании. Заемщики пришли с детьми и в тюремных робах с надписью «Узник Societe Generale». Глава Всероссийского движения валютных заемщиков Галина Григорьева говорит, что протестующие намерены оставаться в банке до тех пор, пока не будет найдено конкретное решение.
В «ДельтаКредите» призывают к конструктивному обсуждению и уверяют, что готовы работать с каждым клиентом, который испытывает трудности с погашением кредита. Банк напоминает о программе рефинансирования, которая действовала в 2015 году. Тем или иным предложением воспользовалось более 2500 семей, сообщила пресс-служба банка.
25 января валютные заемщики собрались в офисе Абсолют Банка и Москоммерцбанка, 26 января состоялась акция у отделения Райффайзенбанка. Среди лозунгов были и о связи российской дочки австрийской кредитной организации с нацистским режимом. В общем, заемщики в каждом конкретном случае используют любые методы пиар-борьбы для дискредитации банков, которые не идут им на уступки.
Заемщики в Райффайзенбанке
Но осада банков заемщиками в робе и с детьми - не самая большая головная боль для властей, в конечном счете это видит весьма ограниченное количество людей. А вот перекрытие протестующими одной из самых людных улиц столицы - другое дело.
Вчера вечером, валютные заемщики перекрыли участок 1-й Тверской-Ямской улицы в районе Белорусского вокзала. В руках они держали плакаты с лозунгами с призывали в адрес банков проявить участие в их судьбе, а также к Центробанку: "ЦБ, вспомни свои обязанности". Акция продлилась недолго, полиция разогнала митингующих.
Валютчики-ипотетчики
Опубликовано Георгием Александровым 27 января 2016 г.
Доведенные до отчаяния люди, судя по всему, не собираются останавливать акции протеста - у них просто нет другого выбора, поскольку альтернатива - это потеря жилья, т.е. в российских реалиях - всего нажитого за годы жизни имущества. А весьма неумелая реакция со стороны банков (это видно по многочисленным видео в интернете) и отсутствие желания найти консенсус со своими же клиентами может негативно сказаться на их имидже среди потребителей.
Справедливости ради стоит отметить, что не все среди интернет-аудитории однозначно на стороне заемщиков: в комментариях к сообщениям об очередном штурме банка мелькают фразы о недальновидности тех, кто брал ипотеку в валюте. Однако, не должны ли разделять ответственность с этими людьми те, кто вселил в них уверенность в мифическую "стабильность"?
И не должны ли банки, которые в рекламе бесконечно говорят о эмоциональной связи с клиентами (вспомните недавнюю кампанию Райффайзенбанка), действительно заботится о тех, кто годами исправно платил по кредитам, обеспечивая процветание финорганизации? Или "разница в отношении" заканчивается вместе с приходом кризиса?