Библиотеки — те, что в офлайн — активно стремятся уйти от традиционного образа книгохранилища. Власти городов всё чаще ставят их в центр современной культурно-образовательной жизни населения, и главным образом, — молодежи. Всё направлено на то, чтобы ходить в библиотеку стало если не модно, то хотя бы популярно.
Библиотека Конгресса в Вашингтоне — крупнейшая библиотека в мире, существующая уже более 200 лет. Не так давно она обновила свою айдентику, которая теперь отражает динамично развивающееся современное общество, а также масштаб коллекций, имеющихся в наличии.
Предыдущий лого и стиль Библиотеки Конгресса был создан агентством Chermayeff & Geismar & Haviv в 2010 году. На этот раз разработками айдентики занималось агентство Pentagram.
Наши эксперты обсудили, удался ли ребрендинг крупнейшей библиотеки мира.
Новое визуальное решение библиотеки отражает её дух и дух её уникальных коллекций. Динамический логотип является метафорой книжной полки, на которой можно найти абсолютно всё — библиотека содержит более 30 млн книг на 470 языках.
Ольга Коновалова, генеральный директор агентства BBDO Branding:
Мне нравится. Это не прорыв или сотрясение основ. Это очень профессиональная крепкая работа, которая раскрывает перед нами мощь и силу самого продукта.
Метафора с полкой книг не нова, но типографическое решение комфортно глазу. Прием со сдвигом также много раз был использован, но здесь он уместен и работает на контент, который продвигается.
Новый стиль стал энергичнее за счет размера и плотной компоновки узких литер. Данное стилистическое решение не превратило библиотеку в авангард современного искусства, зато подчеркнуло интеллектуальную составляющую и уверенность, с которой эта, казалось бы, консервативная организация смотрит в будущее.
Василий Омелье, партнер и креативный директор Weavers Brand Consultancy :
Стиль действительно современный, коммуникативный, живой, представляющий библиотеку не пыльным собранием книг, а буквально кладезем разнообразной и разноформатной информации. Это отличная попытка переосмыслить визуальный образ библиотек, в самом слове которых корень «библио» больше не буквальный, а скорее исторический.
В этом контексте найден отличный шрифт логотипа — не прямой, ассоциативный образ книг на полке. В стиле есть интересные фишки, такие как повтор слова Library, Library of Congress — явное проявление амбиции позиционирования Библиотеки Конгресса, как главной библиотеки мира. В общем, все стилистические и смысловые элементы айдентики намного интереснее и современнее предыдущей хрестоматийной полукнижки-полуфлага с логотипом в римском шрифте.
Логотип Библиотеки Конгресса менялся неоднократно. И вот, одни из последних его вариаций.
Эдуард Хатуев, стратег, партнер Dream Catchers :
Поставив в ряд три знака, можно отметить, что, как минимум, его эволюция была последовательной. Сначала буквальное превратилось в условное, а затем условное полностью избавилось от семантики и превратилось в «высказывание».
Если же, всё-таки, давать оценку новому знаку, то его ценность не в нём самом, а в той системе, частью которой он является. Я бы даже говорил не о знаке, которого больше нет, и даже не о логотипе, а именно о поливалентном решении, которое даёт максимальную свободу выражения, предлагает конструктор, которым можно эффективно пользоваться. Это решение-трансформер хорошо тем, что современные библиотеки и музеи, утратили своё изначальное узкое утилитарное назначение и стали кросс-форматными проектами. Они тесно интегрированы в общекультурный и социальный контекст, живут с обществом в симбиозе и играют роль «платформ», на основе которых реализуются регулярные и разовые проекты, которые часто не имеют прямого отношения к библиотечной сфере, как таковой. В этом смысле «лого-лего» очень удобен и позволяет оперативно реагировать на различные инициативы.
Оппонируя, можно сказать о том, что новый лого напоминает сотню других логотипов, в частности логотипов издательских домов и конкретных изданий. Он абсолютно не оригинален сам по себе, построен на уже не оригинальном приёме, лишён идентичности в классическом понимании, так как сложно запомнить что-то, что всегда меняется и не имеет знаковой семантической части.
Кроме того, мы ведём речь не о Library, а о The Library, великой крупнейшей, по ряду параметров, библиотеке Мира. Мы же имеем сейчас логотип и вытекающий из него фирменный стиль, которые, безусловно, хороши, но которые соответствуют планке сотен современных культурных проектов.
Александр Петухов,арт-директор AVANT :
Ну, во-первых, хотелось бы отметить, что переход от антиквы к гротеску явно указывает на то, что разработчик знака хотел уйти от официального консерватизма к доступной современности. Такой шаг говорит о том, что библиотека хочет идти в ногу со временем и привлекать все более широкую ЦА.
Что касается самого логотипа, он стал более динамичным, подобные приемы со встроенными элементами в знак широко вошли в оборот и отлично себя зарекомендовали на примере многих крупных компаний.
Цветовая палитра за счет приглушенного оранжевого и начертание самого гротеска позволили сохранить историческую ценность бренда, сохранив тем самым все то, что изначально закладывалось в антиквенное начертание.
Я не могу сказать, что логотип уникален или оригинален, но точно могу отметить, что он наверняка отвечает всем поставленным при разработке задачам и лично меня подобная айдентика больше располагает к себе, нежели консервативный подход по принципу «ни шагу в сторону».
Сергей Трушевский, дизайнер Depot WPF :
На мой взгляд, стало намного актуальнее. Предыдущая версия логотипа выглядит устаревшей по графике и по выбору метафоры. Существовавший стиль перестал отвечать современным требованиям: айдентика сегодня живет не на бланках и визитках, а во взаимодействии с потребителем. Все большую роль начинают играть дизайн среды и диджитал. Основное требование к дизайну сегодня — это гибкость.
Новая система графики раскрывает масштаб крупнейшей мировой библиотеки, усиливает ощущения глобальности и вместимости. А гротеск создает правильную ассоциацию с книжной полкой, с почти бесконечным количеством информации, которую она способна вместить. Кому-то может показаться, что логотип получился слишком брутальным, но на мой взгляд это не грубость, а собранность и порядок, который должен быть в большом книгохранилище. В сочетании с разнообразием контента это сохраняет правильный баланс.
Светлана Клупинска, креативный директор DS 1 Branding Agency :
На мой взгляд, данный ребрендинг имеет все шансы стать успешным и вызвать интерес как у уже существующей, так и новой аудитории. Предыдущий лого с простым изображением книги, которая имеет форму развевающегося флага, несколько отпугивает своей нарочитой муниципальной стилистикой.
Обновлённый лого привлекает современного читателя, выглядит более дружелюбно, но тем не менее подчеркивает масштабность. Идея с книжной полкой для логотипа библиотеки не нова, тем не менее хорошо считывается в данном варианте. Так же по сравнению с вариантом 2010 года в него органично встроена динамическая составляющая, что давно является трендом.
Изменения постепенно коснутся всех продуктов бренда, в частности, собственно издаваемых продуктов Библиотеки и официального сайта.
Василий Омелье, партнер и креативный директор Weavers Brand Consultancy :
Есть одно «но», которое не дает уверенности в большом будущем этого стиля — недостаточная уникальность и узнаваемость. Конечно, она есть, но она не очевидна непрофессионалам, просто людям. Брутализм — это весело и прикольно для снобских тусовок. Когда аудитория намного шире, такие решения — спорные. И еще вся эта красота слишком трендовая, чтобы оставаться актуальной в долговременной перспективе.
Михаил Череда, арт-директор агентства IKON BC :
На мой взгляд, новая айдентика библиотеки Конгресса Вашингтона, удалась. Для таких консервативных учреждений, как библиотека — это большой и смелый шаг навстречу переменам, и эти перемены к лучшему. Новый образ библиотеки, безусловно, выигрывает по многим параметрам перед старым. Новый визуальный язык стал более доступный, понятный и открытый. Появилась системность, динамичность, живость. При этом сохранился сам образ фундаментальной и масштабной библиотеки, в которой каждый сможет найти для себя что-то своё.
Возможно, этому сопутствует легкое ощущение, что ты уже где-то это видел. Не думаю, что это плохо в данном случае, скорее наоборот. Визуальный язык не новаторский, он не про сложные и замысловатые образы, которые нужно понимать и объяснять, он, скорее, про «сегодня» в контексте современных коммуникаций.
Думаю, новая айдентика хорошо впишется в современный уклад городской среды и будет пользоваться спросом у широкого круга пользователей. Особенно сейчас это актуально, когда люди все меньше и меньше читают, и уж тем более проводят время в библиотеках. Это хорошая и показательная история того, кокой может быть айдентика подобных учреждений.
Руководство Библиотеки Конгресса убеждено, ее новый стиль отвечает всем требованиям современного мира. Айдентика представляет учреждение как «настоящий сундук с сокровищами», который наполнен безграничной информацией, способной научить, развлечь, удивить.
Именно такими, по мнению агентства-разработчика, и должны быть современные библиотеки, способные не только поразить своим масштабом, но и стать доступными и привлекательными для всего народа.
О библиотеках XXI века рассуждают наши эксперты.
Сергей Трушевский, дизайнер Depot WPF :
На вопрос «Какой должна быть айдентика для современной библиотеки», пожалуй, определенного ответа нет.
Стиль должен говорить об объемах знаний, которые хранятся в библиотеке — это факт. Еще факт — стиль должен быть современным: аудитория молодеет, и молодежи нужно себя чувствовать комфортно внутри.
При этом, говоря на достаточно серьезную тему, хорошо вводить элементы интерактива, вовлекающие аудиторию, как и сделали коллеги из Pentagram. Для остального есть только одно правило: айдентика должна быть актуальной среде и аудитории.
Ольга Коновалова, генеральный директор агентства BBDO Branding
Визуальный стиль библиотеки нового времени, на мой взгляд, ничем не отличается от любого другого визуального стиля.
Сейчас стираются границы между разными секторами экономики и областями культурной жизни. Мы встречаем заводы, визуально похожие на парки, и банки, вторящие в своем фирменном стиле передовым digital-сервисам.
«Все смешалось» не только в доме Облонских:) Графический дизайн ищет новые возможности и приемы, новые каналы и площадки для применения, тиражирует удачные решения, невзирая на категорию. Разрабатывая новое лицо бренда, агентство всегда ищет любые визуальные возможности для того, чтобы рассказать миру вдохновляющую историю о нём.
Эдуард Хатуев, стратег, партнер Dream Catchers:
Что касается того, каким должен быть логотип и фирменный стиль «библиотек будущего», то загадывать — занятие неблагодарное.
С одной стороны мир меняется, и библиотеки рискуют однажды исчезнуть как класс. С другой же стороны, чем быстрее что-то исчезает, тем больше тяга к артефактам и желание подержать в руках настоящую, пахнущую бумагой и временем книгу.
Поэтому знаком библиотеки будущего может вновь стать «архаичный» сегодня образ открытой книги или папирусных свитков — как напоминание о том, что книги в древние времена делались из бумаги. История развивается по спирали. Говорят.