Sostav.ru
Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+
08.05.2015 в 18:50

Биколор: Как PR-акция стала нацсимволом

«Георгиевская ленточка» за 10 лет далеко ушла от своих основ

25

Иллюстрации РИА Новости

 

Акция «Георгиевская ленточка» празднует 10-летие. За эти годы она прошла долгий и сложный путь: от пиар-кампании информационного агентства до национального символа, который можно увидеть в петлице президента, на дуле автомата и на сосисках в ближайшем супермаркете. Мы решили вспомнить, с чего все начиналось, чтобы понять, к правильному ли результату пришли.

В 2005 году к 60-летию Победы российские власти впервые решили использовать тему безоговорочности итогов Второй Мировой Войны для подкрепления концепции «суверенной демократии», введенной незадолго до этого в оборот главным на тот момент идеологом Кремля – Владиславом Сурковым. Для поднятия патриотических настроений среди россиян необходима была тема, которая бы объединила всех, и имела определенный оттенок противостояния с западом: «не дадим украсть нашу Победу».

Для закрепления этой идеи в сознании граждан нужен был некий символ – и он нашелся благодаря информагентству РИА Новости. Авторство создания акции «Георгиевская лента» приписывают лично Наталье Лосевой, на тот момент директору интернет-проектов группы РИА Новости, а после – первому заместителю по новым медиа ИД «Аргументы и Факты». Автор неоднократно подчеркивала, что акция во-многом получилась спонтанной, однако она стала необходимым Кремлю звеном для закрепления новой идеологии.

На помощь в продвижении столь необходимой акции Сурковым были брошены прокремлевские молодежные организации, в частности, «Студенческая община», основателем и лидером которой являлся известный околополитический деятель Максим Мищенко. Позже он возглавлял еще одну организацию подобного типа – «Россия Молодая», а затем занял место депутата Госдумы от фракции «Единая Россия».

Благодаря финансовой поддержке и тысячам активистов прокремлевских организаций в первый год удалось реализовать 800 тыс. ленточек. Акция была признана успешной и соответствующей «генеральной линии», и в последующие годы география и количество лент неуклонно росли: через год 4 млн. лент, еще через год – уже 10 млн. Ленточки распространили не только в страны бывшего СССР, но и далеко за его пределами, в том числе и на США.

Идея была позитивно воспринята практически всеми, критика в основном касалась двух аспектов: исторической безграмотности организаторов («георгиевская» лента - часть истории царской армии, а у советской армии золотисто-черная лента называлась «гвардейской») и этичности ношения воинских регалий гражданскими лицами (на определенном этапе общественниками была запущена контр-акция под лозунгом «Мне не нужна Георгиевская ленточка - я не имею права её носить!»).

 

 

 

 

До недавнего времени акция не выходила за рамки Дня Победы: лишь увеличивалась география, количество, а еще размеры лент – один регион за другим ставили рекорды по длине и ширине лент (дошло даже до 400-метровых). Политический контекст усилился после того, как силы протеста стали использовать «белую ленту» как свой символ: на митингах в поддержку Кремля стали появляться золотисто-черные ленты.

Ситуация радикально изменилась после начала противостояния на киевском Майдане: «георгиевские ленты» использовали для самоидентификации пророссийски настроенные силы и бойцы подразделения «Беркут». С этого момента закончилась история «георгиевской ленты» в ее изначальном значении: теперь этот символ обрел политический статус, который активно используется одной из сторон вооруженного конфликта на Украине и силами, поддерживающими позицию Кремля.

 

 

 

 

«Георгиевская лента» перекочевала после Майдана в Крым, а затем и на Восточную Украину: ее использовали в качестве символа войска ополчения, противостоящие Киеву. Политические и экономические санкции против России со стороны мирового сообщества усилили присутствие «ленты» на митингах в поддержку политики Владимира Путина, а антисанкции открыли ей дорогу на полки магазинов. Полосатый символ сейчас можно увидеть и на водке, и на колбасе, и даже на крабовых палочках.

 

 

 

 

К настоящему времени «Георгиевская лента» далеко ушла от того кодекса, который некогда провозгласили организаторы: не продавать и не покупать «ленту», не использовать ее для продвижения товаров и услуг, не изображать на упаковке товаров, не выдавать в обмен на покупку товара, не использовать «ленту» в политических целях любыми партиями или движениями.

За 10 лет благое начинание (пусть и запущенное с легкой руки Кремля) превратилось в нечто совершенно иное – не просто символ Победы, а в символ противостояния России всему миру. И если политический вектор сложно остановить, то коммерческий – вполне возможно: накануне лидер ЛДПР Владимир Жириновский предложил запретить использовать «георгиевскую ленточку» в рекламных целях.

Запрет на коммерческое (а, возможно, и политическое) использование символа Победы мог бы вернуть акции ее первоначальное значение - поддержка ветеранов, память о павших, уважение к собственной истории. Однако решатся ли на это российские власти - большой вопрос.

 

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.