Расширенные мультимедийные услуги (RCS, Rich Communication Services) – относительно молодая технология. Концепция RCS появилась еще в 2008 году, пилотные проекты были опробованы в 2010-м, однако коммерческий запуск услуг состоялся только в конце прошлого года. По всему миру межоператорские услуги RCS развиваются под брендом JOYN как альтернатива ОТТ-сервисам: Viber Media, WhatsApp, Facebook Messenger, BlackBerry Messenger и подобным.
Традиционные операторы столкнулись с проблемой ОТТ-сервисов совсем недавно: им хватило пяти лет, чтобы пользователи оценили преимущества приложений, соцсетей и инстант-мессенджеров. В результате компании теряют выручку от SMS, MMS и передачи данных – по прогнозам компании Ovum, к 2016 году мобильные операторы недосчитаются 54 млрд долларов от использования SMS.
Платформа Rich Communication Suite (RCS), которая позволяет обмениваться файлами, совершать видеозвонки и пользоваться IP-мессенджерами, может стать альтернативой ОТТ-сервисам. В настоящее время проект JOYN запустили 9 операторов в 5 странах, пока что сервис предоставляется в бесплатном или условно-бесплатном режиме. Однако в создании RCS участвуют крупнейшие игроки: AT&T, Deutsche Telekom, Orange, Orascom Telecom, TeliaSonera, Verizon, Vodafone.
Ожидается, что подписчики RCS-услуг получат Rich Address Book (расширенную телефонную книгу), Rich Messaging (расширенный функционал передачи мгновенных сообщений, чат, историю переписки, возможность обмена контентом), Rich Calls (видеозвонки, обмен контентом во время звонков), SNS Services (сбор информации из социальных сетей).
J’son & Partners Consulting прогнозирует, что для выхода RCS на массовый рынок понадобится не менее двух лет. Важным направлением на этом пути может стать сотрудничество с известными ОТТ-сервисами и создание моделей по их монетизации. В России перспективы развития RCS неоднозначны. С одной стороны, растет проникновение смартфонов, с другой – развитие сетей LTE происходит относительно медленно. Сейчас из наших операторов услуги класса RCS-like предоставляет «МегаФон» под брендом «МультиФон». МТС тестирует RCS на базе платформы Vodafone и планирует коммерческий запуск в 2013 году.
Одним из главных сдерживающих факторов для распространения RCS является ограниченное количество гаджетов со встроенным RCS-клиентом. Он имеется в телефонах HTC, Huawei, LG, Nokia, Samsung, Sony, остальные производители пока только готовятся внедрять технологию.