Dentsu Russia оценила влияние санкций на российский рынок рекламы после начала спецоперации на Украине — аналитики группы отметили, что в ближайшие 1−2 месяца инвестиции многих брендов будут приостановлены, и апрель-май могут оказаться на 40−60% ниже значений прошлого года.
Основной причиной падения показателей стала пауза в операционной деятельности компаний. Для некоторых проблема в неустойчивости курса (и они не могут определить цену товара), у других затруднения с логистикой, где-то проблемы политического и этического характера — зарубежные компании испытают на себе серьезное давление «дома».
Не всё так критично, добавляют в группе, — уход крупных западных рекламодателей открывает ниши для новых участников. Эксперты отметили активность среди российских производителей, которые раньше осознанно не шли в потребительский сегмент, а также оживление китайских и индийских компаний.
Но для выхода на рынок потребуется время, поэтому до трёх месяцев низкого рынка нам обеспечены, отметили в dentsu.
Также в группе не исключили рост затрат государства на рекламу — вероятно, считают эксперты, это будут прямые бюджеты на рекламу национальных проектов и социальных инициатив, нежели затраты госкомпаний.
В dentsu напомнили, что в последние годы доля рекламных инвестиций локальных компаний (прежде всего, экосистемы, банки, ритейлеры, телекомы) сильно росла. Так, в 2021 году индустрия окончательно пришла к рынку конкуренции экосистем («Яндекс», «Сбер», МТС, Ozon, ВТБ) и борьбы за подписки пользователей, поэтому с уходом западных компаний полного краха рынка всё же не ожидается. Однако ограничение доступа к капиталу повлияет на способность экосистем вкладывать деньги.
Как прогнозируют в группе, для маленьких паблишеров наступило крайне сложное время, а некоторым категориям (например, сегмент бьюти) будет особенно тяжело: «Предсказывать, кто исчезнет, а кто выживет, не хочется — будем надеяться, что выживут все».
Ранее OMD OM Group представила прогноз динамики медиабюджетов в 2022 году на основании продолжительности активных действий в рамках конфликта, волатильности курса рубля и нефти, сроках восстановления логистических цепочек и возвращения в страну международных компаний. Согласно расчётам группы, каждый дополнительный месяц спецоперации будет стоить рекламной индустрии дополнительные 5% падения в годовом исчислении.