Доля интернет-продаж непродовольственных FMCG-товаров за период январь-май 2023 года составила 21% против 18% в 2022 году, говорится в исследовании NielsenIQ. Это рекордное значение, отмечают аналитики.
Причин тому несколько: развитие интернет-продаж ключевых категорий, усиление небольших игроков и опережающий рост СТМ в онлайн-канале.
Один из ключевых факторов роста онлайн-канала в структуре продаж — развитие категории средств для стирки, которая показала один из самых высоких приростов в индустрии (+40,9% в денежном выражении). Доля онлайн-продаж этой категории товара выросла с 13,9% до 19,5% год к году.
Резкий рост доли онлайн-продаж зафиксирован и в большинстве других непродовольственных групп. Например, в категории ухода за волосами она превысила 21,8% (+3,4 п.п.), бритья — 21,1% (+2,7 п.п.), уборки и стирки — 19,6% (+2,2 п.п.).
В 2022 году непродовольственная группа товаров пострадала сильнее всего с точки зрения ассортимента (сужение составило -16,2%), однако этот же процесс открыл новые возможности для небольших игроков и СТМ, отмечают аналитики.
В индустрии перераспределились доли продаж игроков: показатель крупнейших производителей в этой группе товаров снизился сразу на 6,2% в пользу более мелких. Начинающим игрокам легче найти аудиторию в интернет-магазинах и на маркетплейсах, поэтому динамика продаж в них составила 15% в денежном выражении по сравнению с -0,2% в офлайн-рознице.
Одновременно с этим развитие СТМ непродовольственных товаров почти в четыре раза опережает динамику продаж брендированной продукции. Непродовольственные бренды активно наращивают и долю интернет-продаж: за последние два года (с января-мая 2021 по январь-май 2023) она выросла почти втрое (с 3% до 8%).
В мае аналитики сообщали, что по итогам 2022 года на российском FMCG-рынке появилось 10 тыс. 460 новых брендов. В это число также входят те, кто уже был на рынке, но планировал выйти в новые сегменты или объявлял о перезапуске.
Многие из таких брендов были запущены в рамках самого масштабного в индустрии процесса трансформации ассортимента за последние десятилетия. Всего за несколько месяцев суммарный объём продаж новинок в денежном выражении превысил 1% товарооборота рынка (или более 65 млрд руб.).