Dirbook — новая платформа для букинга режиссеров на базе машинного обучения. При выводе ее на рынок разработчики столкнулись как с техническими проблемами, например хранения данных, так и со сложностями адаптации к условиям рынков разных локаций. О том, как проблемы были решены, Sostav рассказал создатель сервиса Dirbook Егор Горбунов.
Нужен ли режиссеру личный кабинет
Одна из важнейших проблем, с которой мы столкнулись, — это отсутствие физического личного кабинета для режиссеров. По первоначальной концепции мы должны были сами фильтровать работы и заливать их вручную на сервис, раскладывая по определенным тегам.
Ключевая причина, по которой мы делали это именно таким образом, — важна точность соответствия запрашиваемой категории и фактической выдачи режиссеров и их работ. Режиссер не всегда может быть объективен касательно жанра роликов, не в том смысле, что он снимает «автомобили», а ставит категорию «дети и семья», а в том, что не всегда добавляет все категории к ролику. Зачастую один и тот же ролик может содержать несколько категорий одновременно.
Для нас важно сохранить эту точность, чтобы сервис был полезен для двух сторон. Из-за этой схемы работы мы вообще отказались от личных кабинетов режиссеров: просто брали их работы и самостоятельно сортировали и загружали. Поработав какое-то время, мы поняли, что этот путь не совсем верный.
Чем может помочь машинное обучение
Есть две причины, по которым мы прорабатываем новую итерацию сервиса. Первая: режиссер должен иметь доступ к собственной странице, это важно как психологически, так и функционально. У него должна быть возможность не только оперативно и самостоятельно вносить изменения в свой профиль, работы
Вторая причина — это высокая нагрузка в человеко-часах при обработке запросов от режиссеров. Запросов такое количество, что для их оперативного обслуживания нужен штат в пятьдесят человек: отсмотреть, каталогизировать, залить, поправить
Для того чтобы решить эту проблему, мы написали собственную программу машинного обучения. В случае самостоятельной загрузки режиссерами их работ, МО будет выполнять все задачи, которые раньше делали мы: анализировать, присваивать категории, загружать, сортировать и другое. Конечно, бывают спорные ситуации с выбором категорий. Например, ни одно МО не сможет понять, что работу снимал режиссер/оператор, потому что в ролике просто отсутствует эта информация в визуальном смысле. Поэтому режиссеры смогут сами корректировать категории и добавлять их вручную, если будут не согласны с результатами анализа машины.
Но если мы пишем МО и оно уже будет интегрировано в сервис, значит, просто преступление не использовать его в поиске. Сейчас мы разрабатываем код таким образом, что пользователь смог не только найти режиссера, просто добавив ссылку на интересующий его ролик, но и получить подборку режиссеров со схожей стилистикой работы. Для того чтобы поиск и предложения Dirbook были максимально точными, нам необходимо обучить машину очень тонким критериям, таким как темп/ритм, цвет, свет, музыка и вариации ее применения, эмоции людей в кадре, структура монтажа. Это список из более чем 5 тыс. критериев, по которым машина будет делать подборки по референсам.
Как хранить данные
Вторая проблема — это хранение данных. В первой версии мы использовали площадку Vimeo для хранения видео. Сейчас мы поняли, что нам нужно менять структуру плеера и делать его внутри сайта. Это звучит просто, но реальность такова, что реализация задач изменения структуры плеера и хранения материалов по объему работы и затрат может превысить стоимость разработки всей базы МО. Мы нашли несколько решений, которые сейчас прорабатываем.
В чем специфика европейских рынков
Доработки сервиса принципиально важны для выхода на европейский рынок, поскольку его объем превышает объем российского в 3−4 раза. Без автоматизации процессов и выработки механизмов, которые позволят запустить этот процесс единовременно, это будет самоубийство.
На западных рынках есть свои особенности коммуникации режиссеров. Например, есть режиссерское агентство в Норвегии, которое представляет местных режиссеров. Но один из них, допустим, представлен и во французском агентстве, да еще и в агентстве США. Эту проблему мы решаем за счет геолокации запроса. То есть мы изначально знаем, что агентство «А» представляет интересы режиссера на территории «Б», и запрос будет отправляться именно тому представителю, который отвечает за данную локацию.
Как исключить режиссеров на эксклюзиве
Еще одно препятствие — это значительное количество режиссеров на эксклюзиве, которые не могут участвовать в тендерах с другими продакшенами. В этом случае у нас появляется этическая дилемма: с одной стороны, мы заинтересованы в том, чтобы давать нашим пользователям наиболее полный список режиссеров. С другой стороны, если продакшн «А» выберет режиссера «Б», а у него будет эксклюзив, то это будет «холостой» запрос, потому что условия по «аренде» режиссеров всегда разные, начиная от копродукции и заканчивая лоан-аутами.
Сейчас мы разрабатываем схему взаимодействия с режиссерами на эксклюзиве, пытаясь свести ее к приемлемому единообразию условий участия режиссеров на проектах. Скорее всего, большая часть из них будет также построена на территориальных параметрах. То есть: эксклюзивный режиссер «А», продакшн которого находится во Франции, не будет доступен пользователям в Европе даже при поиске, а вот пользователям в США или России — будет.
Главная наша задача — свести эти условия к единообразию, чтобы продакшн всегда понимал, что его ждет при букировании режиссеров на эксклюзиве. Но самые большие приключения начинаются на азиатском рынке. Во-первых, азиатский рынок не пользуется большой популярностью из-за сложности ведения переговоров и поиска режиссеров. Этот рынок доступен очень немногим нашим коллегам, в большинстве случаев — тем, кто там уже работал. Проблемы связаны в основном с коммуникациями. Из-за этих сложностей невозможно найти подходящего режиссера (многие сайты банально не переведены на английский), и тем более очень трудно проговорить все условия. В этом плане Dirbook станет коммуникатором в самом глобальном смысле слова и, надеюсь, откроет для российской индустрии темный рынок талантов из Азии.
При запуске Dirbook мы миновали стадию долгих пользовательских тестов, прогнав его через точечные агентства и продакшн. Результаты тестов полностью соответствовали нашим ожиданиям от отзывов, и мы со спокойной душой выпустили сервис на рынок. После всех доработок мы собрали большое количество отзывов о работе Dirbook, приведу несколько ключевых.
Отзывы пользователей
Александр Мерзляков, креативный директор Leo Burnett Russia:
Возможность поиска режиссеров по сегментам помогает открыть неожиданные стороны даже у тех, кто уже давно нам известен. Сложно держать в памяти сотни работ режиссеров, а Dirbook позволяет найти нужные нам в считанные минуты. Это тот инструмент, который может стать незаменимым в самом ближайшем будущем как для креатива, так и для продакшена. Кроме того, если все продакшены будут присылать нам подборки именно в таком виде, — это сильно упростит процесс биддинга и сделает его максимально удобным для всех участников.
Catalyzm:
Главное, что мы видим полезного и важного в Dirbook, — это возможность актуально освещать все направления в работе наших режиссеров. Ресерч или креатив сможет точно понимать, кто и в каких жанрах работает в данный момент или работал прежде. Также мы ждем, что тендерный процесс со временем станет более упорядоченным, когда режиссерам будет приходить только полная и структурированная информация о тендере.
Ксения Денгина, креативный директор «КБ-12»:
Это классическая платформа для поиска режиссеров, не претендующая на инновационность. Но в нашей индустрии, где чаще всего все делается кустарно или ты просто просишь своего знакомого прислать тот ролик, который ты ему когда-то кидал, а потом вы вместе пытаетесь найти его в чатике, тебе не нужен прорыв в будущее, тебе нужен работающий инструмент сейчас. Dirbook выглядит просто и дает пользователю возможность быстро найти того режиссера, который нужен. Отдельно хочется отметить возможность выгрузить отмеченных режиссеров в pdf-файл, это удобно, и ты точно не ошибешься в фамилии или имени выбранного кандидата.