Иллюстрация Fotolia
Рост в первом квартале 2012 года, по оценкам участников рынка, составил 21-23%. В целом рост радио в прошлом году составил 21% - это самый высокий показатель с 2009 года.
Как правило, после очень бурного роста темпы замедляются, что считается классическим законом развития радио. Именно это показывает динамика в первом квартале 2013 года. Основной тренд радио за отчетный период – рост стоимости инвентаря.
- Рост объемов проданного времени и рекламных бюджетов по городам*
Город | Прирост проданного времени 1-й кв 2013 vs 1-й кв 2012 | Прирост рекламных бюджетов 1-й кв 2013 vs 1-й кв 2012 |
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ | 4,8 % | 21,5 % |
НИЖНИЙ НОВГОРОД | 0,2 % | 2,6 % |
ВОЛГОГРАД | 10,3 % | 22,0% |
САМАРА | 6,8 % | 1,8% |
РОСТОВ-НА-ДОНУ | 20,5 % | 31,3 % |
ЕКАТЕРИНБУРГ | 32,2 % | 35,2 % |
ЧЕЛЯБИНСК | 17,5 % | 24,7 % |
ПЕРМЬ | 5,4 % | 1,4 % |
НОВОСИБИРСК | 11,7 % | 15,0 % |
КРАСНОЯРСК | -4,5 % | -4,9 % |
КАЗАНЬ | 26,8 % | 21,7 % |
УФА | -13,7 % | -19,6 % |
ОМСК | -19,2 % | -13,5 % |
СОЧИ | -11,5 % | -5,0 % |
*TNS Media Intelligence, локальная реклама в регионах, 1-й квартал 2012/2013 гг., только ролики.
В регионах наиболее серьезный и стабильный рост реализованного времени и рекламных бюджетов отмечен в Екатеринбурге, Казани и Ростове-на-Дону. Отрицательную динамику по реализации рекламного времени и бюджетов показали Омск, Уфа и Сочи.
Санкт-Петербург, Волгоград, Ростове-на-Дону и Челябинск показывают существенный прирост рекламных бюджетов по сравнению с приростом реализованного времени.
Москва в первом квартале показывает отрицательную динамику по продажам рекламного времени с небольшим перевесом в сторону сети.
Рост объемов проданного времени и рекламных бюджетов Москва, отдельно сеть*
Рост проданного времени | Рост рекламных бюджетов | |||||
локальное | сетевое | итого | локальное | сетевое | итого | |
-9,9 % | -12,5 % | -10,7 % | 17,7 % | 5,2 % | 10,9 % |
*оценка ЕМГ на базе мониторинга TNS Media Intelligence, 1-й квартал 2012/2013 гг., брутто, только ролики, без бартера и промо.
Иная ситуация в динамике рекламных бюджетов: +10,9 % к аналогичному периоду прошлого года, хотя рост бюджетов на локальном рынке значительно выше (+17,7 %), чем по сети (+5,2 %). По оценке участников рынка, рост в первом квартале составил около 12 %.
Динамика объемов проданного времени и рекламных бюджетов с 2009 г.
| 1-й кв 2010 vs 1-й кв 2009 | 1-й кв 2011 vs 1-й кв 2010 | 1-й кв 2012 vs 1-й кв 2011 | 1-й кв 2013 vs 1-й кв 2012 |
Прирост проданного времени | 29,7 % | 20,0 % | 13,6 % | -10,7 % |
Прирост рекламных бюджетов | 22,4 % | 35,3 % | 43,6 % | 10,9 % |
*оценка ЕМГ на базе мониторинга TNS Media Intelligence, 1-й квартал 2009/2013 гг., брутто, только ролики, без бартера и промо.
Следует отметить, что на фоне постепенного замедления темпов роста в 1-м квартале 2013 года впервые с 2009 года отмечается отрицательная динамика объема проданного инвентаря. Причины этого – медиаинфляция и общее снижение количество рекламодателей на радио в 2013 г.
- Рост объемов по категориям* (в %)
Категория | Прирост проданного времени 1-й кв 2013 vs 1-й кв 2012 | Прирост рекламных бюджетов 1-й кв 2013 vs 1-й кв 2012 |
Автомобили, мотоциклы | +11,0 | +46,6 |
Медицина | -25,6 | +3,3 |
Строительство, недвижимость | +12,4 | +43,2 |
Ритейл | -16,8 | -18,8 |
Телеком, связь | +21,8 | +33,2 |
Банки, финансовые услуги, страхование | -36,2 | -30,3 |
Развлечения/рестораны/аудио-, видеопродукция | -35,7 | -16,3 |
Одежда/аксессуары | +10,9 | +22,5 |
Бытовая, компьютерная и оргтехника | +2,4 | +131,5 |
Туризм | +43,2 | +32,0 |
*оценка ЕМГ на базе мониторинга TNS Media Intelligence, 1-й квартал 2012/2013 гг., брутто, только ролики, без бартера и промо; представлены топ-10 категорий по объему брутто-бюджетов в 1 квартале 2013 г.
В категориях мы продолжаем наблюдать плавное падение затрат на радио в медицинском секторе со второго полугодия 2012 года. Также сократили расходы на рекламу финансовый сектор и ритейл.
Следует отметить, что в 1-м квартале 2012 года финансовый сектор показал существенный рост, поэтому небольшое падение вполне уместно, а вот ритейл продолжает сокращать объем денег на радио.
Категории «автомобили», «строительство и недвижимость», «телекоммуникации и связь», а также «одежда» и «туризм» наоборот, показывают исключительно положительную динамику.
Топ-5 категорий в 1-м квартале 2012/2013 гг.
1-й квартал 2012 | 1-й квартал 2013 |
Медицина | Автомобили, мотоциклы |
Автомобили, мотоциклы | Медицина |
Ритейл | Строительство, недвижимость |
Строительство, недвижимость | Ретейл |
Банки, финансовые услуги, страхование | Телекоммуникации, связь |
На это повлияли: в категории «Ритейл» (сократили бюджеты MEDIA MARKT, "Детский мир", MEGA; не размещались "Аэробус ТЦ", "Бахетле" и др.); «Банки, Финансовые услуги, Страхование» (сократили бюджеты: Сбербанк России, "Связь-банк", "Мигкредит", "Делфи-Холдинг"; не размещались "Уралсиб", "Альфа-Банк", Home Credit, страховая компания "Макс"; «Развлечения» (сократили бюджеты Central Partnership, "Ква-Ква Парк"; не размещались "Вольга", "Нияма", Ресторан "Река", McDonalds). Существенное снижение объема реализованного инвентаря в категории «Медицина» (-25,6 %)
Рост показали категории: «Транспорт» (увеличили бюджеты Mitsubishi Motors, Nissan, Volkswagen и др.; новые клиенты - China Chongqing Industry, Subaru и др.), «Строительство» (увеличили бюджеты корпорация "Лидер", НДВ, "Дон-Строй"; новые клиенты - Est-A-Est, "Бест Недвижимость", "Стройинжиниринг Девелопмент"); «Телекоммуникации, Связь» (увеличили бюджеты МТС; новые клиенты - Nokia, МегаФон, ION) и «Туризм» (увеличили бюджеты Lufthansa, Министерство туризма Финляндии, Natalie Tours, "Аэроэкспресс" ,"Трансаэро"; новые клиенты - Airbaltic, Министерство туризма Израиля, S7, "Аэрофлот").
Топ-10 рекламодателей в 1-м квартале 2012/2013 гг.
1-й квартал 2012 г. | 1-й квартал 2013 г. |
Рекламодатели | |
MEDIA MARKT | ФАРМСТАНДАРТ |
ФАРМСТАНДАРТ | BERLIN-CHEMIE MENARINI GROUP |
ТЭСКОМ | MITSUBISHI MOTORS |
НАЦИОНАЛЬНАЯ | NISSAN |
ЭЛЬДОРАДО (СЕТЬ МАГАЗИНОВ) | MEDIA MARKT |
BERLIN-CHEMIE MENARINI GROUP | НАЦИОНАЛЬНАЯ |
ИНКОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ | STADA CIS |
NISSAN | VOLKSWAGEN |
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ | GENERAL MOTORS CORP |
RENAULT | FORD MOTOR CO |
Остались в десятке лидеров в 2013 году, при этом несколько поменяв ранговые позиции: MEDIA MARKT, "Фармстандарт", Berlin-Chemie Menarini Group, Nissan. Новые рекламодатели, вошедшие в топ – это представители автопрома и фармацевтические компании (Mitsubishi Motors, Stada CIS, Volkswagen, General Motors, Ford Motor.
- Динамика объемов проданных минут и рекламных бюджетов по холдингам*
Холдинг | Прирост рекламных бюджетов 1-й кв 2013 vs 1-й кв 2012 | Прирост проданного времени 1-й кв 2013 vs 1-й кв 2012 |
ЕМГ+ТР | +26,7 | +9,8 |
ВЕЩАТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ ПРОФ-МЕДИА | -3,6 | -17,0 |
РУССКАЯ МЕДИА ГРУППА | +31,5 | -1,7 |
МУЛЬТИМЕДИА ХОЛДИНГ | +26,8 | -7,2 |
KRUTOY MEDIA | +59,3 | -0,3 |
ГАЗПРОМ-МЕДИА | -7,4 | -25,6 |
РУМЕДИА | +4,4 | -17,2 |
ВГТРК | -54,9 | -35,5 |
ARNOLD PRIZE | -23,8 | -60,6 |
КОНЦЕРН РАДИО-ЦЕНТР | -76,3 | -91,2 |
N/A | -1,7 | -10,2 |
*оценка ЕМГ на базе мониторинга TNS Media Intelligence, 1-й квартал 2012/2013, брутто, только ролики, без бартера и промо.
Практически все радиохолдинги демонстрируют падение объема проданного времени в первом квартале 2013 г. Единственным исключением является ЕМГ, показавшая положительную динамику.
Из Топ-5 радиоходингов наиболее значимое уменьшение реализованного времени у "Газпром-Медиа", ВГТРК и Arnold prize. При этом необходимо отметить, что указанные холдинги показывают отрицательную динамику и по общему объему рекламных бюджетов (-7,4 %, -54,9 % и 23,8 % соответственно).
- Рост прайсов в первом квартале по холдингам и станциям, вся неделя (с 06:00 до 24:00)
(на основе прайс-листов радиостанций, по базам данных TNS, прирост по отношению к предыдущему действующему прайс-листу.)
|
| Москва | Сеть |
ВКПМ | Авторадио | 0 % | 0 % |
Радио Romantika | 0 % | 0 % | |
Радио ENERGY | 0 % | 0 % | |
Юмор FM | 0 % | 0 % | |
ЕМГ | Европа Плюс | 0 % | 0 % |
Радио 7 | 0 % | 0 % | |
Ретро FM | 0 % | 0 % | |
Кекс FM | 0 % |
| |
Радио Спорт | 0 % |
| |
Радио Рекорд | 0 % | 0 % | |
РМГ | DFM | 10 % | 10 % |
Maximum | 0 % | 0 % | |
Радио Монте-Карло | 0 % |
| |
Русское Радио | 0 % | 10 % | |
Hit fm | 10 % | 10 % | |
Газпром-Медиа | Детское Радио | 76 % |
|
Relax FM | 20 % |
| |
СИТИ-FM | 21 % |
| |
Эхо Москвы | 20 % | 0 % | |
ВГТРК | Вести FM | 0 % | 0 % |
Маяк | 0 % | 0 % | |
ВГТРК | Радио России. Культура | 0 % | |
Радио России | 0 % | 0 % | |
ЮFM | 0 % | 0 % | |
Krutoy Media | Love Radio | 4 % | 15 % |
Радио Дача | 4 % | 24 % | |
Такси FM | 29 % |
| |
Румедиа | Business FM | 13 % |
|
Радио Шоколад | 15 % |
| |
другие | Дорожное Радио | 0 % | 17 % |
В 1-м квартале 2013 года наиболее существенное повышение расценок на радиорекламу в Москве у "Газпром-Медиа" (около 20% по всем радиостанциям холдинга за исключением "Детского Радио", прирост по которому составил более 75%). Также повышение стоимости радиоспота наблюдаем по радиостанция холдингов Krutoy Media и "Румедиа".
По сети повышение расценок у радиостанций РМГ (10%), Krutoy Media (Love Radio 15%, Радио Дача 24%), а также у "Дорожного радио" (17%).
Во втором квартале 2012 года уже сейчас ожидается стабильный рост около 10-12 % по Москве и сети, это связано с существенным ростом, который показал апрель 2012 года.
Текст: Дарья Чуйкова, вице-президент по коммерческой деятельности ЕМГ