Еврокомиссия планирует реформировать европейское законодательство об авторских правах, что может привести к увеличению размера комиссии, которую агрегаторы новостей обязаны отчислять авторам и журналистам. Реформа копирайта в первую очередь направлена на то, чтобы исполнители могли больше зарабатывать на своих произведениях, в том числе в интернете. Соответствующее заявление сделал президент комиссии Жан-Клод Юнкер в своем ежегодном послании.
В законопроекте о копирайте не содержится прямого требования к интернет-компаниям больше платить правообладателям. Однако в документе есть пункт, который обяжет их сообщать авторам, продюсерам и издателям о том, какую прибыль приносят произведения. Кроме того, законопроектом предлагается присвоить новостным СМИ статус правообладателя.
Это означает, что издатели получат эксклюзивные права на свои тексты, аналогичные права уже есть у музыкальных студий и кинокомпаний. Нововведения могут привести к тому, что Google, Facebook и другим агрегаторам новостей придется подписывать соглашения с каждым СМИ, материалы которого они хотят использовать.
Фото depositphotos
До сих пор законодательные ограничения агрегаторов в Европе были не очень эффективными, пишет газета "Ведомости". Так, в 2006 году один из судов Бельгии стал на сторону нескольких бельгийских газет и решил, что Google не имеет права размещать ссылки на их статьи в разделе Google News без платы или разрешения. Тогда Google исключил их сайты из результатов поиска.
Мировое соглашение подписано в 2012 году, и бельгийцы вернулись в Google News. А в 2014 году испанский парламент принял закон, обязывающий агрегаторов новостей платить издателям СМИ за контент – и Google закрыл новостной сервис в этой стране. Из-за этого в первые несколько месяцев местные СМИ в среднем потеряли 6%, а небольшие новостные сайты – до 14% трафика.
В 2013 году власти Германии приняли похожий закон. В этой стране Google дал издателям выбор: либо его сервис Google News бесплатно публикует краткие выдержки их текстов, либо исключает ссылки на сайт СМИ. Одним из главных лоббистов этого закона в Германии был издательский дом Axel Springer, который в итоге запретил Google ссылаться на свои тексты. Вскоре СМИ этого издателя обнаружили, что трафик очень сильно упал, и Axel Springer согласился на бесплатное использование своих текстов в Google News.