Федеральная антимонопольная служба подготовила проект приказа, с помощью которого будет определять долю национальной продукции СМИ. Документ разработан после принятия поправок в статью 14 закона «О рекламе». Они возвращают рекламу на платные телеканалы с условием, что не менее 75% их эфира занято отечественным контентом.
Антимонопольный орган стал контролирующим по настоянию авторов законопроекта. Теперь служба расписала порядок подтверждения национальной продукции СМИ новым требованиям. Оценке подлежит отдельный выпуск телеканала, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража видеозаписи программы. ФАС имеет право проводить как плановые, так и внеплановые проверки эфира. Под эти проверки могут отвести отдельные даты или промежуток времени. Объем национальной продукции СМИ рассчитывается исходя из времени вещания в течение суток.
Чтобы оценить, сколько отечественного контента на телеканале, ФАС планирует использовать регистрационные журналы с перечнем передач; запись телепрограмм; сведения о производителях и инвесторах. В том числе, вещатели должны предоставлять документы, подтверждающие гражданство или место регистрации поставщиков. Антимонопольщики также могут потребовать сведения о заказчиках, договоры, платежные поручения, финансовые документы, сведения о создании телеканала. Оценка осуществляется как в отношении приобретенной продукции, так и в отношении произведенного самим телеканалом контента.
По умолчанию к национальной продукции относятся фильмы, которые признаны национальными в соответствии с законодательством о господдержке кинематографии, либо имеющие прокатное удостоверение со страной производства Россия, СССР или РСФСР.
Кроме того, отечественным контентом признается продукция, если она создана по заказу СМИ, зарегистрированного в России, СССР, РСФСР. При этом не менее половины работ должно быть оплачено гражданином или компанией из России, СССР, РСФСР.
К национальной продукции также относится прямой эфир, программы в студии телеканала, в том числе новости, интервью, ток-шоу, спортивные и развлекательные передачи; программы вне студии телеканала, если он может подтвердить свое участие в производстве. Это такие случаи, как трансляции спортивных соревнований, научно-популярные, развлекательные передачи.
Напомним, что перевод, дубляж и создание субтитров для иностранного контента не является производством национальной продукции СМИ.