Федеральное эфирное телевидение было и остается главным медийным каналом коммуникации брендов с потребителями на российском рынке. Несмотря на значительный рост интернет-рекламы, ТВ по-прежнему занимает ведущее место в медиамиксе крупнейших брендов, а в основных категориях (например, FMCG, фарма или телеком) рекламодатели тратят на продвижение на национальном ТВ 80-90% собственных рекламных бюджетов.
Естественно, что положение дел на федеральном ТВ является своего рода флюгером для всего рекламного рынка: сокращение доходов основных телеканалов в начале прошлого года указало брендам и агентствам, куда "дует ветер". В первом квартале 2015 года российское эфирное ТВ потеряло 21% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, а январь прошлого года был для отрасли вообще пугающим.
По итогам третьего квартала 2015 года ситуация немного выправилась: федеральное ТВ показало снижение в 19% по сравнению с январем-сентябрем 2014 года, и, по прогнозам многочисленных экспертов, сокращение отставания к концу года должно было стать еще меньшим. Селлеры и площадки для этого сделали все возможное, включая активную распродажу рекламного времени в новогоднюю ночь.
Фото Depositphotos
По итогам трех кварталов, доля федерального ТВ в российском рекламном пироге составила порядка 42-43%, что идет в разрез с прогнозами экспертов, которые анонсировали значительное перераспределение бюджетов из-за кризиса в пользу проверенного ТВ и выражали уверенность в том, что доля ТВ поднимется выше 50% с докризисных 47-48%.
Традиционно, Sostav.ru проводит анализ ведущих медиаплощадок совместно с аналитической компанией TNS Russia. В данной статьей мы представляем рейтинг крупнейших телевизионных площадок, включающий данные за январь-ноябрь 2015 года. ТОП-25 площадок позволяет отследить положение телеканалов не только первого эшелона, но и нишевых, по России в целом и в Москве.
Топ-25 телеканалов по России
Все 4+,
01.01.2015-30.11.2015
05:00-29:00
Аудитория тыс.чел. | Рейтинг % | Доля аудитории % | Среднесуточный охват тыс.чел. | Среднесуточный охват % | ||
1. | Первый Канал | 1532,2 | 2,2 | 13,6 | 26816,6 | 39 |
2. | Россия 1 | 1416,2 | 2,1 | 12,6 | 25126,4 | 36,6 |
3. | НТВ | 1139,8 | 1,7 | 10,1 | 19896,2 | 29 |
4. | ТНТ | 738,9 | 1,1 | 6,6 | 15885,2 | 23,1 |
5. | Пятый Канал | 635,6 | 0,9 | 5,7 | 14036,5 | 20,4 |
6. | СТС | 520,3 | 0,8 | 4,6 | 16116,3 | 23,5 |
7. | РЕН ТВ | 463,8 | 0,7 | 4,1 | 14679 | 21,4 |
8. | ТВ Центр | 381,8 | 0,6 | 3,4 | 13400 | 19,5 |
9. | ТВ-3 | 312,6 | 0,5 | 2,8 | 9953,6 | 14,5 |
10. | Россия 24 | 311,3 | 0,5 | 2,8 | 11737,7 | 17,1 |
11. | Домашний | 309,5 | 0,5 | 2,8 | 9681,7 | 14,1 |
12. | Россия 2/ МАТЧ ТВ | 264,5 | 0,4 | 2,4 | 10665,8 | 15,5 |
13. | Звезда | 261,4 | 0,4 | 2,3 | 9439,9 | 13,7 |
14. | Карусель | 203,9 | 0,3 | 1,8 | 5733,2 | 8,3 |
15. | Disney | 197,8 | 0,3 | 1,8 | 5610,2 | 8,2 |
16. | ЧЕ (Перец) | 165,3 | 0,2 | 1,5 | 8876,5 | 12,9 |
17. | Пятница | 162,4 | 0,2 | 1,4 | 6991,3 | 10,2 |
18. | Россия К | 144,2 | 0,2 | 1,3 | 8331,4 | 12,1 |
19. | Ю | 107,1 | 0,2 | 1 | 4944,6 | 7,2 |
20. | 2Х2 | 81,9 | 0,1 | 0,7 | 2902,5 | 4,2 |
21. | СТС Love | 56,1 | 0,1 | 0,5 | 2057,1 | 3 |
22. | Муз ТВ | 43,8 | 0,1 | 0,4 | 2828,1 | 4,1 |
23. | МИР | 43,2 | 0,1 | 0,4 | 3228,5 | 4,7 |
24. | RU.TV | 37,4 | 0,1 | 0,3 | 2322 | 3,4 |
25. | Euronews | 20,5 | 0 | 0,2 | 2258 | 3,3 |
Топ-25 телеканалов по Москве
Все 4+,
01.01.2015-30.11.2015
05:00-29:00
Аудитория тыс.чел. | Рейтинг % | Доля аудитории % | Среднесуточный охват тыс.чел. | Среднесуточный охват % | ||
1. | Первый Канал | 305,9 | 2,2 | 13,0 | 5123,2 | 37 |
2. | Россия 1 | 276,2 | 2 | 11,8 | 4727,7 | 34,2 |
3. | НТВ | 236 | 1,7 | 10,1 | 3960,7 | 28,6 |
4. | ТНТ | 151,4 | 1,1 | 6,5 | 2986,9 | 21,6 |
5. | Пятый Канал | 121,2 | 0,9 | 5,2 | 2495,2 | 18 |
6. | ТВ Центр | 118,3 | 0,9 | 5 | 3371,9 | 24,4 |
7. | СТС | 112,5 | 0,8 | 4,8 | 3218,9 | 23,3 |
8. | РЕН ТВ | 106,6 | 0,8 | 4,5 | 3023,6 | 21,9 |
10. | ТВ-3 | 78,7 | 0,6 | 3,4 | 2278,6 | 16,5 |
11. | Домашний | 68,6 | 0,5 | 2,9 | 2079,5 | 15 |
12. | Звезда | 63,3 | 0,5 | 2,7 | 2115,3 | 15,3 |
13. | Россия2/ МАТЧ ТВ | 56 | 0,4 | 2,4 | 2192,8 | 15,9 |
14. | Россия 24 | 49,1 | 0,4 | 2,1 | 2083 | 15,1 |
15. | Россия К | 43,7 | 0,3 | 1,9 | 2056,2 | 14,9 |
16. | Disney | 42,2 | 0,3 | 1,8 | 1156,8 | 8,4 |
17. | ЧЕ (Перец) | 40,5 | 0,3 | 1,7 | 2005,5 | 14,5 |
18. | Пятница | 39,5 | 0,3 | 1,7 | 1601,3 | 11,6 |
19. | Карусель | 32,6 | 0,2 | 1,4 | 1016,7 | 7,4 |
20. | Москва-24 | 29,9 | 0,2 | 1,3 | 2008,2 | 14,5 |
21. | Москва.Доверие | 26,9 | 0,2 | 1,1 | 1292 | 9,3 |
22. | 2Х2 | 20,1 | 0,1 | 0,9 | 719,4 | 5,2 |
23. | Ю | 17,1 | 0,1 | 0,7 | 982,5 | 7,1 |
24. | СТС Love | 16,1 | 0,1 | 0,7 | 550,2 | 4 |
25 | 360 | 9,9 | 0,1 | 0,4 | 994,8 | 7,2 |
За год крупнейшие российские телевизионные площадки продемонстрировали разнонаправленную динамику по рекламным доходам. Как отмечают в своем исследовании специалисты агентства MEC Russia, проанализировавшие объем размещенной рекламы на ТВ-площадках за 11 месяцев 2015 года по сравнению с аналогичным периодом годом ранее, результаты работы первой тройки телеканалов оказались разными.
Первую позицию традиционно и с большим опережением конкурентов занимает Первый канал, прибавивший в минувшем году 2%. На второй позиции канал "Россия 1" с отрицательным результатом в 6%, а на третьем с минимальным отставанием оказался канал НТВ, потерявший 13%. На четвертую позицию забрался Пятый канал (+7%), немного обогнавший ТНТ (+14%).
Аутсайдером списка является канал СТС, занимающий седьмое место по объему размещенной рекламы и потерявшей за год 17%. При этом, другой телеканал холдинга СТС Медиа - "Домашний" - прибавил за год 14% и вошел в десятку крупнейших по объемам рекламы.
CEO агентства Mindshare Russia Алексей Кулаков считает, что в связи с дальнейшей фрагментацией телесмотрения и ухода молодой аудитории в интернет, будет усиливаться разброс цен и инфляция по разным каналам: рекламодатели будут ещё более cфокусированы на channel-mix, и на каналы с хорошей аудиторией и контентом спрос будет расти, а на другие - падать. Этим трендом также вызваны запуск новых каналов и переформатирование старых, подчеркивает эксперт.