«Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде» обнаружил мошеннические действия с аккаунтами на портале госуслуг. Злоумышленники получали на сайте цифровые копии документов граждан, а затем брали на них займы, сообщает ТАСС со ссылкой на директора центра Людмилу Куровскую.
В октябре в организацию обратился гражданин, который узнал, что на его имя оформлены займы. Мошенники также обращались к оператору связи, чтобы отключить его мобильный номер от сети. Пока связи не было, они получили доступ к профилю на «Госуслугах» и скопировали данные, а затем подделали цифровую копию паспорта, поместив туда личные данные и фото злоумышленника. Затем с поддельным документом преступники оформили кредиты в семи микрофинансовых компаниях и получили деньги, пояснила Куровская.
О махинациях гражданин узнал, когда с ним связались кредиторы и потребовали возврата долгов с процентами. Он зашёл на портал госуслуг, чтобы запросить справки из бюро кредитных историй и обнаружил задолженности. По словам эксперта, в истории посещений значились чужие устройства. Юристы подготовили заявления о недействительности договоров займа и направили их кредиторам.
По сообщению Куровской, в центр поступило 309 жалоб от граждан всех возрастов. Наиболее частая причина обращений — утечка персональных данных. Помимо оформления незаконных кредитов, злоумышленники могут звонить от имени пострадавшего и запрашивать деньги у родственников граждан. Преступники притворяются также сотрудниками МВД и банковскими работниками, что позволяет вызвать доверие.
В ноябре «Госуслуги» дважды подвергались кибератакам. У некоторых пользователей в течение 20 минут возникали проблемы со входом на портал. Экспериментальный чат-бот Макс какое-то время не по шаблону отвечал на вопросы о вакцинации. На вопрос о том, как получить QR-код для переболевшего, бот ответил, что коронавируса не существует, а факт болезни никем не доказан.