IAB Russia провела опрос интернет-пользователей и профессиональных участников рынка интерактивной рекламы о восприятии фейковых новостей (fake news). В 2020 году более половины (55,4%) опрошенных встречали ложную информацию более пяти раз, а 27,7% — два-три раза. Чаще всего фейковые новости респонденты находили на форумах, в блогах и соцсетях (47%), на новостных сайтах в интернете (24,1%) и телевидении (15,7%). Этими и другими данными исследования в IAB Russia поделились с Sostav.
Пользователи сети отметили, что журналистская интерпретация может искажать информацию — об этом сообщили 80% респондентов. 33,7% опрошенных полагают, что СМИ должны информировать население без аналитики и интерпретации фактов.
9,6% пользователей заявили, что заметили влияние фейковых новостей на репутацию компании, в которой работают респонденты. 10% отметили, что ложная информация нанесла их предприятиям репутационный ущерб.
Более 80% опрошенных членов IAB Russia используют медиамониторингом как способом выявления ложного контента. Его проводят с применением специальных программ и детализируют вручную. Большинство пользователей (79,5%) интернет-ресурсов перепроверяют подозрительную информацию в других источниках, 15,7% обсуждают новость с друзьями или родственниками.
Также опрос показал, что игрокам рынка не хватает разъяснений по применению новых мер борьбы с фейками. 71,4% сотрудников рекламных агентств-членов IAB Russia отметили потребность в создании единого разъяснительного документа судебной практики, связанного с применением мер по борьбе с ложной информацией.
Кроме того, респонденты отметили, что необходимо повышать уровень медиаграмотности населения, а 61,9% опрошенных представителей игроков рекламного рынка ожидают формирования отраслевого медиакодекса по противодействию фейковой информации и защите медиарынка и организаторов распространения информации (ОРИ).
Для повышения уровня информационной грамотности населения, участники рабочей группы IAB Russia по борьбе с фальсифицированной информацией работают над созданием курсов для студентов профильных вузов. Создание медиакодекса также находится в планах экспертов ассоциации.
В IAB Russia предложили несколько правил для идентификации фейкового контента:
- проверить сайт первоисточника, на который ссылаются или который перепечатывают;
- проверить дату публикации (авторы фейковых новостей зачастую используют старые материалы для перепечатки);
- проверить оригинальное фото (это можно сделать с помощью сервисов Tineye, Google.Картинки, Yandex.Images);
- если речь идёт о посте в социальных сетях, верифицировать аккаунт пользователя: это может быть бот или взломанный профиль;
- проверить оригинал материала в зарубежном издании, если перевод вызывает сомнения.