Иллюстрация РИА Новости
Депутат Госдумы Максим Шингаркин намерен устранить дискриминацию в сфере рекламных госзакупок. Он внес законопроект, ограничивающий право иностранных компаний участвовать в закупках, предметом которых является оказание услуг по производству и распространению рекламы. Запрет распространяется на иностранных юрлиц, граждан, а также на российские компании с долей иностранного участия более 20%.
Автор предлагает внести соответствующие поправки в законы «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Речь идет о закупках, которые проводятся государственными и муниципальными органами, а также компаниями с госучастием. Заказчик не сможет подписать контракт с иностранным подрядчиком, а исполнителю будет запрещено привлекать соисполнителей-иностранцев.
В пояснительной записке Шингаркин пишет, что российские игроки рекламного рынка дискриминированы, поскольку крупные рекламодатели зачастую устанавливают недостижимые квалифицированные требования. Например, Сбербанк оговаривает размер агентства, обороты (биллинги) и рейтинги. При этом иностранные рекламные агентства имеют контракты на обслуживание крупнейших рекламодателей, таких как Unilever или Coca-Cola. Они, в свою очередь, тоже не рассматривают российские агентства как потенциальных поставщиков. В результате госкомпании и компании с госучастием преимущественно используют западных подрядчиков для разработки стратегии размещения, закупок и создания рекламных материалов (в первую очередь, креативных стратегий и визуализации).
Автор законопроекта указывает на ряд проблем. Во-первых, планирование медийных площадок происходит в соответствии с интересами западных акционеров. Они могут исключить размещение в медиа, связанных с лицами из санкционных списков. Это является способом давления на площадки и манипуляцией, считает депутат.
Во-вторых, высокий уровень консолидированности рынка позволяет иностранным агентствам иметь крайне большое влияние на медийные каналы. В-третьих, чистая прибыль иностранных агентствах в меньшей степени идет на развитие рынка в России и в большей степени выводится западными акционерами. В-четвертых, реклама российских товаров не очень интересует западных игроков. Например, местный производитель шоколада получит второсортный рекламный продукт по сравнению с корпорацией Nestle.
Шингаркин рассчитывает, что принятие законопроекта приведет крупнейших российских рекламодателей к российским рекламным агентствам. Это позволит снизить давление на медийное пространство, исключить сторонние факторы при планировании рекламных кампаний, отдать приоритет отечественным продуктам и более эффективно выводить их на западные рынки, а также извлекать прибыть от рекламы на западных рынках и инвестировать ее в развитие российского.