Аудитория российского интернета за 2015 г. выросла на 4 млн человек и достигла 84 млн, что составляет 70,4% населения России старше 16 лет. Для сравнения: в прошлом году интернетом пользовалось 67,4% взрослых россиян. По данным исследовательском компании GfK, увеличение интернет-аудитории произошло за счет активного использования россиянами мобильных устройств.
Только за последний год пользование интернетом посредством смартфонов увеличилось более чем в 2 раза. Так, к концу 2015 года 37,2% россиян в возрасте от 16 лет выходили в интернет со смартфона и 19,2% - с планшета. В 2014 г. - лишь 17,6% и 8,4% соответственно.
Всего же в России, по оценкам GfK, доступом в интернет с мобильных устройств в настоящее время пользуются около 50 млн. человек, или 42% взрослого населения страны.
В целом, рост аудитории интернета в России в 2015 г. происходил преимущественно за счет увеличения доли пользователей среднего и старшего возраста. Исследование GfK показывает, что проникновение интернета среди молодых россиян (16-29 лет) достигло предельных значений еще в предыдущие годы и ныне составляет сейчас 97%.
В 2015 году молодые люди активно осваивали интернет с мобильных устройств. Среди аудитории 16-29 лет самая высокая доля пользователей интернета со смартфонов (70%) и планшетов (35%).
Аудитория 40+ является самой многочисленной в Рунете, об этом говорят данные многочисленных исследовательских групп: Института современных медиа (MOMRI - Modern Media Research Institute), Росстата, Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ, официального медиаизмерителя российского рекламного рынка TNS Russia.
К 2030 году россиян в возрасте 40+ станет больше на 10 млн, а младше 40 - на 9 млн меньше. Через 15 лет люди 40+ будут составлять 55% населения России.
Результаты исследования GfK основаны на опросе населения России в возрасте от 16 лет и старше по репрезентативной общенациональной выборке. Суммарный объем выборки за 2015 год составил 11000 респондентов.
Эксперты Sostav.ru связывают расширение интернет-аудитории с активным проникновением за счёт регионов и более возрастной аудитории. Рост интернет-аудитории старшего поколения, в свою очередь, привлечет в интернет больше рекламодателей.
Анастасия Митькина, трафик-менеджер Another Point
Как такового, потолка роста интернет-аудитории не будет минимум несколько лет, она продолжит расширяться за счёт регионов и более возрастной аудитории. Охват составит 80 - 85% российского населения, а потом, скорее всего, случится некий застой, если не придумают что-то новое для проникновения интернета в самые отдаленные регионы.
Доля старшего поколения пользователей растёт по следующим причинам: зона покрытия интернета распространяется на все более отдаленные регионы, жители крупных городов, которые начали пользоваться интернетом достаточно давно, «выросли» и перешли в более возрастную категорию, молодое поколение все чаще дарит своим родителям гаджеты и учит пользоваться интернетом, чтобы быть на связи с ними. Этот рост открывает доступ для рекламы в интернете более узкоспециализированных товаров и услуг – например, медицинская тематика с увеличением данного сегмента получит больше профита. Однако сначала старшему поколению нужно пройти барьер недоверия к новому для них инструменту и научиться пользоваться всеми возможностями интернета.
Илья Голобородько, директор отдела стратегического планирования Nectarin
Проникновение у интернет-аудитории России на данный момент такое же, как и у ТВ, поскольку интернет по многим параметрам заменяет современной аудитории телевидение. Кроме того, помимо количественных показателей, нужно принимать во внимание время, проведенное аудиторией в сети интернет, которое также показывает непрерывный рост.
Рост интернет-аудитории старшего поколения приведет к повороту в сторону интернета соответствующих рекламодателей (фарма, страхование, медицина и масс-маркет в целом). Для нас, как и для всех агентств, предоставляющих услуги в сфере digital, такой рост, конечно жe, является позитивной тенденцией.
Анастасия Григорьева, директор по маркетингу Ашманов и партнеры
Несмотря на долгую историю интернета, приятно осознавать, что аудитория до сих пор продолжает расти. Действительно, границы между поколениями и географией стираются: интернетом сейчас пользуются люди от 5 до 80 лет, а уровень интернет-проникновения не зависит от размера населенного пункта и качества жизни.
Помимо роста аудитории важно также отметить уровень вовлеченности: если еще 5 лет назад процент пользователей, выходящих в интернет от одного раза в неделю, составлял 32%, то на сегодняшний день этот процент минимален – 19%.
Что касается увеличения доли старшего поколения, сложно предсказать, как изменится поведение аудитории в целом. Так как поведение зависит в первую очередь от интересов этой аудитории, ее активности и инструментов, которые они используют. К примеру, среди молодежных и специализированных тематик (типаIT, игры, знакомства, профессиональные сообщества) доля старшего поколения остается незначительной. В основном прирост произошел за счет увеличениях присутствия их в скайпе и почте, а уже потом – в поиске.