Большинство россиян дарят подарки на Новый год родителям, детям, друзьям и супругам. Поэтому в последний месяц года пользователи не только активно ищут информацию в интернете, но и чаще оформляют заказы и делают покупки. В связи с этим рекламодатели активнее борются за внимание интернет-аудитории. Mail.ru Group и Research.Me провели совместное исследование и узнали, как и когда пользователи рунета покупают подарки к празднику, как меняется их поведение в сети в это время и в каких товарных категориях растут инвестиции рекламодателей в преддверии главного праздника в году.
Из тех, кто готовится к празднику, 38% уже спланировали идеи подарков. Почти 60% пользователей планируют дарить подарки родителям, чуть менее половины — друзьям и детям. Некоторые готовят сюрприз для знакомых или коллег. Интересно, что каждый десятый разведенный пользователь подарит подарок бывшему супругу.
Женщинам будут дарить в основном ювелирные изделия, аксессуары, косметику и парфюмерию. Топ подарков для мужчин выглядит… практически так же. Родителям будут дарить сувениры, косметику и парфюмерию и бытовую технику. Среди детей популярными подарками будут не только детские товары, но и электроника и гаджеты. Сувениры — универсальное решение для остальных родственников, друзей и коллег.
Каждый десятый респондент уже купил подарки на Новый год, столько же — планируют закупиться в «Чёрную пятницу». Почти четверть (28%) будут выбирать не позднее, чем за месяц до праздника, 26% оставляют две недели на поиск подарков, а 16% — неделю.
Треть пользователей планируют суммарно потратить на подарки к Новому году от 2 тыс. до 5 тыс. рублей, каждый пятый — до 2 тыс. рублей и столько же — от 5 тыс. до 10 тыс. рублей. При этом женщины собираются тратить на подарки меньше, чем мужчины.
Подарки супругам ожидаемо люди покупают самостоятельно, а во всех других случаях затраты часто делят. Например, в 45% случаев совместные подарки делают детям.
Какие товары начинают чаще искать в интернете
Важный показатель интереса пользователей — рост активности в интернете. В ноябре и декабре пользователи начинают чаще заходить на сайты, посвященные электронике и фото (+19% трафика в ноябре и +79% в декабре), а также компьютерной технике и ПО (+5% и + 56% соответственно).
К части категорий в ноябре интерес снижается, а в декабре резко растет. Так происходит с сайтами из категорий «Родители и дети», «Мобильные устройства», «Мебель и товары для интерьера». Среди мобильных устройств ажиотаж наблюдается вокруг планшетов и электронных книг — интерес к ним растет в декабре почти в шесть раз, а также ноутбуков и нетбуков — среднесуточная аудитория ресурсов увеличивается более чем в четыре раза.
Интерес к финансам начинает расти задолго до праздника — на 27% в ноябре и на 11% в декабря. Особенно характерна такая динамика для кредитных карт (+127% в ноябре и +45% в декабре) и электронных денег (+153% и +32% соответственно).
В каких категориях растет конверсия
В последний месяц года пользователи чаще совершают конверсии — оформляют заказы и делают покупки. В категориях «Отдых и развлечения» и «Путешествия» в декабре этот показатель растет более чем в два раза по сравнению с ноябрем. Высокий рост конверсии в сети наблюдается в «Услугах для бизнеса», «Телекоме», «Образовании и работе» и «Знакомствах». В декабре больше целевых действий совершают и в категориях «Товары для спорта», е-commerce, «СМИ» и «Товары для детей».
Пользователи активно переходят на мобильные приложения, так как они позволяют быстрее и проще решать повседневные задачи. После ноября растет число установок приложений в сферах «Финансы» (+135%), «Медицина и здоровье» (+89%) и «Товары для животных» (+52%). Также чаще устанавливают мобильные игры и приложения в категориях «Электроника», «Телеком», «Образование и работа» и «Товары для дома».
Как меняются инвестиции рекламодателей
В конце года рекламодатели начинают активнее бороться за внимание интернет-аудитории — инвестиции в продвижение на ресурсах Mail.ru Group в декабре 2018 года выросли на 33% по сравнению с ноябрем.
В разы увеличиваются затраты на продвижение в категориях «Телеком» (+167% по сравнению с ноябрем), «Ювелирные изделия и часы» (+118%) и «Товары для детей» (95%). Высокий рост инвестиций в интернет-рекламу также наблюдается среди рекламодателей категорий «Бытовая техника и электроника», «Товары для красоты», «Отдых и развлечения», FMCG и е-commerce.
Какие рекламные форматы пользуются популярностью
Популярность рекламных форматов зависит от задач и особенностей бизнеса. Например, рекламодатели в сфере «Медицина и здоровье» отдают предпочтение постам в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники», мультиформату и прероллам. При этом инвестиции в прероллы растут более чем в два раза к концу года.
В е-commerce самый популярный формат — продуктовая «Карусель». В топе также мультиформат, посты в соцсетях и мобильная квадратная видеореклама. Последний формат — самый популярный при продвижении игр. Прероллы — наиболее кликабельный формат в рекламных кампаниях категорий FMCG, «Финансы», «Медицина и здоровье», «Электроника», «Товары для детей», «Товары для красоты» и «Телеком».
В рекламе категорий е-commerce и «Знакомства» самый высокий показатель CTR у «Карусели». Рекламодатели в сферах «Спорт и фитнес» и «Отдых и развлечения» получают высокую кликабельность от формата «Истории». При продвижении автомобилей по этому показателю лидирует мобильный мультиформат.
Ирина Алексеева, заместитель коммерческого директора, Mail.ru Group:
Используйте конверсионные форматы и креативы, чтобы мотивировать пользователей совершать покупки здесь и сейчас. Высокотехнологичные маркетинговые решения позволяют найти свою аудиторию даже в сложных рыночных условиях.
Методология: опрос 5900 пользователей рунета проводился на платформе research.mail.ru, 14+, вся Россия.