Россияне прочно ассоциируют образ успешного человека в разных сферах деятельности с мужчинами, а не с женщинами. Такие результаты исследования приводит Аналитический центр НАФИ, отчет которого поступил в редакцию Sostav.
Респонденты в ходе опроса называли современников, которые, по их мнению, успешны. Из них 83% оказались мужчинами и лишь 17% - женщинами.
При этом женщины, которые участвовали в опросе, называли имена успешных публичных фигур своего же пола в три раза чаще мужчин. Однако доля названных мужчин преобладала и в их ответах, отмечают аналитики.
Опрошенные подростки в возрасте от 14 до 17 лет тоже в первую очередь вспоминали успешных людей-мужчин, доля женщин составила 18%. «Это свидетельствует о том, что большинство успешных образов людей, которые видят подростки в публичном пространстве — мужчины, а стереотипы воспроизводятся и живут в молодом поколении», — говорят в НАФИ.
Образы мужчин лидируют во всех сферах. Особенно — в бизнесе (99% имен), цифровой экономике (тоже 99%) и политике (96%).
Об успешных женщинах говорили чаще, когда речь шла о шоу-бизнесе (33%), блогосфере (32%), искусстве (19%), журналистике (18%) и спорте (15%). Но и в этих сферах тоже отмечается перевес в пользу мужчин.
В целом большинство людей, которые ассоциируются у респондентов с успехом, связаны с политикой (39%) или шоу-бизнесом (38%).
Свыше четверти участников опроса (27%) говорят, что политика — «не женское дело». Мужчины придерживаются этого мнения чаще, чем женщины (26% против 14%).
Елена Никишова, директор направления социально-экономических исследований Аналитического центра НАФИ:
В борьбе со стереотипами в отношении женщин важно пытаться изменить установки самих женщин: многие сами готовы находиться в той роли, которая навязывается им стереотипами.
Сегодняшнее молодое поколение смотрит на мир уже по-другому. Например, большинство девушек не согласны с утверждением, что политика — это не женское дело. Работа со стереотипами на всех уровнях, развитие эффективных социальных лифтов поспособствует тому, чтобы через несколько лет в политику пришла молодая смена, в которой женщин будет больше.
Аналитический центр НАФИ провел исследование при поддержке Совета Евразийского женского форума при Совете Федерации РФ и компании Google.