Еще 10−15 лет назад покупка автомобиля начиналась с газетных объявлений или похода в автосалон. Сегодня же все начинается с поискового запроса: «Лучший кроссовер до 3 млн», а иногда — с рекомендаций нейросети, которая уже знает, какие модели вам нравятся. Диджитал-маркетинг трансформировал автомобильную индустрию. Екатерина Лисовская, коммерческий директор AdAurum Group , поделилась с Sostav историей этой трансформации.
От газетных объявлений к первому диджитал-продвижению
Реклама автомобилей в начале 2000-х была предельно простой: объявления в газетах, билборды, радиоролики. Основная задача — просто донести до людей, что есть такая-то марка, такая-то акция.
Переломный момент наступил, когда автодилеры осознали силу интернета. Первые сайты автосалонов были больше информационными, но затем появились баннерные объявления и контекстная реклама в поисковиках. Теперь люди могли не только видеть бренд, но и сразу получать предложение:
- «Скидка 150 тыс. на Ford Focus — успей до конца месяца!».
Внедрение контекстной рекламы дало первое большое преимущество диджитал-маркетинга: возможность показывать объявления только тем, кто уже интересуется покупкой авто.
2010-е: эра таргетинга и больших данных
К середине 2010-х диджитал-маркетинг автомобилей стал гораздо сложнее. Главные изменения:
- Ретаргетинг — технология, позволившая автодилерам догонять пользователей, которые заходили на сайт, но не оставили заявку. Например, если вы смотрели Skoda Octavia, будьте уверены — в ближайшие дни она будет преследовать вас в соцсетях и на других сайтах.
- Look-alike аудитории — алгоритмы начали подбирать рекламу для людей, похожих на тех, кто уже купил авто. Если ваша соседка недавно приобрела Kia Rio, вам, скорее всего, тоже покажут его рекламу.
- Инфлюенс-маркетинг — автообзоры на YouTube и Instagram* (*запрещенная в России соцсеть; принадлежит Meta, которая признана экстремистской и террористической организацией в России) заменили собой телерекламу. Теперь не бренд сам рассказывает, какой он классный, а блогер, которому доверяют подписчики.
Это был тот период, когда реклама перестала быть просто информацией и начала превращаться в персональный опыт.
2020-е: AI, персонализация и цифровые шоурумы
Сегодняшний автомобильный диджитал-маркетинг — это полный контроль над данными и максимальная персонализация. Главные тренды:
- AI-оптимизированные рекламные кампании. Искусственный интеллект анализирует миллионы пользовательских данных и сам выбирает, какое рекламное сообщение показать каждому человеку. Он учитывает все: от возраста и уровня дохода до любимых цветов и частоты поездок в автосалон.
- Цифровые шоурумы и AR/VR-технологии. Теперь вы можете примерить автомобиль в дополненной реальности, посмотреть его в 3D или даже пройти тест-драйв в виртуальном мире.
- Hyper-personalized маркетинг. Если раньше реклама работала с большими аудиториями (например, «мужчины от 30 до 50 лет, интересующиеся автомобилями»), то теперь алгоритмы подбирают рекламу для конкретного человека.
Пример: вы посмотрели видеообзор BMW X5, лайкнули фото в Instagram* и погуглили комплектации? Ждите спецпредложения от ближайшего дилера прямо в ленте.
Куда движется автомобильный диджитал-маркетинг?
В ближайшие 5 лет диджитал-маркетинг авто будет развиваться по трем направлениям:
- Еще больше AI — системы будут автоматически адаптировать рекламу под настроение пользователя, анализируя его поведение в режиме реального времени.
- Мета-вселенные и виртуальные автосалоны — покупка авто может превратиться в интерактивный процесс с полным погружением в виртуальную реальность.
- Безопасность данных — пользователи становятся все чувствительнее к сбору информации, а значит, маркетологи будут искать баланс между эффективностью персонализированной рекламы и приватностью клиентов.
Итог
Диджитал-маркетинг в автоиндустрии уже давно перешел от банального «купи авто» к глубокому анализу поведения клиентов и использованию технологий, которые делают рекламу максимально точной и ненавязчивой. Сегодняшний рынок — это гонка технологий и данных. И тот, кто умеет лучше понимать потребности клиента, всегда будет на шаг впереди.