Поиски пропавшего человека отнимают много сил и времени: сбор волонтеров, переговоры с полицией и другими органами, подготовка объявлений. Одной из главных задач поисковиков является опрос свидетелей: по статистике, благодаря их показаниям находят свыше 60% пропавших. И в офлайне, и в интернете самый результативный способ - размещение ориентировок. Здесь неожиданным помощником для организаторов поиска стал вполне коммерческий сервис «Церебро Таргет». В данном случае инструмент для работы с таргетированной рекламой превращается в средство оперативного онлайн-оповещения.
Оригинальный суперкомпьютер Церебро, созданный профессором Икс, позволял находить мутантов на огромной территории. По аналогии с ним «Церебро Таргет» изучает обширную аудиторию «ВКонтакте» и составляет базу ретаргетинга, куда включает пользователей с определенными характеристиками.
Исходным условием для начала поиска человека является подтверждение полиции, что в пропаже нет криминала, и ее согласие на широкое оповещение в интернете. В случае группы «Оперативное оповещение о пропавших» распространением объявлений занимаются волонтеры.
Они размещают ориентировку на стене группы, после чего с помощью «Церебро» собирают сообщества с названием населенного пункта. После формируются тесты для рассылки по группам и публичным страницам, файл находится в облачном хранилище в открытом доступе. Чтобы исключить мусорные группы, можно прописать «минус-слова» вроде «секс», «пошлое», «курицы» и т. д.
Волонтеры начинают раздавать списки ссылок на страницы и группы, собирать информацию и отмечать, где опубликованы объявления. Если свидетели говорят, что пропавшего видели в каком-либо месте или он собирался в такой-то город, процесс повторяется для новой геолокации. Например, когда человек точно сел в электричку, но до пункта назначения не доехал, собираются группы для каждой станции на этой ветке.
Может случиться, что город маленький и сообществ у него очень мало. В этом случае работает поиск аудитории в группах, где есть целевая аудитория. Для этого создается файл из 3–5 самых крупных групп и страниц данного населенного пункта. Последний вариант — работать с аккаунтом пропавшего.
По личной странице можно понять, где искать пропавшего или людей, знающих его лично. Вручную просматривается страница пропавшего, его группы, особое внимание обращается на встречи. Дальше запускается поиск целевой аудитории по вышеописанному сценарию.
«Церебро» может собрать аудиторию по району исчезновения/возможного пребывания; по интересам, субкультурам; по городским сообществам; создать базу друзей и их друзей; возможных коллег, партнеров, знакомых по «впискам».
Кроме того, по ключевым запросам сервис ищет посты, вызвавшие наибольший отклик. Таргетинг заменяет волонтеров, если их катастрофически не хватает. Все это значительно облегчает работу полиции и добровольцев, говорят опытные поисковики.