Где зарождаются кризисы и на какие каналы компаниям надо смотреть особенно внимательно, чтобы их избежать? Интуитивно большинству вроде бы все понятно, однако в этой теме любопытно покопаться более основательно, что и сделали в агентстве Comunica и рассказали Sostav.
Аналитики агентства отобрали топ-50 скандальных и кризисных инфоповодов в российских медиа за 2018 год. Обзор проводился на основе рейтингов скандалов по версиям российских СМИ. Задачей исследования было выявить, в каких медиаканалах появилось первое упоминание кризиса.
Что же в результате?
В совокупности социальные сети лидируют по части освещения кризисных ситуаций. В 26 случаях (более 50%) кризисы стартовали именно там. Но если смотреть по отдельным категориям, на первом месте в рейтинге первоисточников негативной информации онлайн-СМИ.
Онлайн-СМИ
Именно там получили свое паблисити 18 кризисных кейсов. Например, «Новая газета» первой рассказала о пытках в Ярославской ИК-1, что в итоге запустило волну проверок по всей стране, а также возбуждение уголовных дел в отношении сотрудников колонии. А Znak.com первым сообщил об инициативе сенатора Сергея Лисовского заменить западные лекарства «на аскорбинку и марганцовочку», что вызвало волну негатива в адрес сенатора и «Единой России» в социальных медиа.
Telegram-каналы
На втором месте telegram-каналы (8 кейсов). Там, например, появилось видео памятной драки футболистов Кокорина и Мамаева или кадры задержания известного рэпера Хаски. Когда из-за требований правоохранителей у музыканта сорвались концерты в ночных клубах Краснодара, артист начал читать рэп прямо на улице, за что был задержан полицией.
Соцсети
Пять кейсов стали известны благодаря Facebook, еще по четыре пришли из «ВКонтакте» и Instagram. Так, именно в Instagram боец смешанных единоборств Хабиб Нурмагомедов потребовал отменить концерт Егора Крида в Махачкале и оскорбил рэпера Тимати, выступившего в поддержку Крида. В результате перепалки и угроз расправы со стороны религиозных активистов концерт пришлось отменить.
ТВ и радио
А вот ТВ и радио в эфире (извините за каламбур) менее заметны. Кризисы там рождаются реже. Удивительно, но факт. При огромном (все еще) охвате эти каналы не становятся проводниками резонансного негатива. Возможно, потому что они куда больше встроены в существующую систему власти.
Но и там бывают эксклюзивы. На радио, например, впервые была озвучена информация о стрельбе в керченском колледже. Это был эфир местного радио «Керчь-ФМ».
Распределение кризисных кейсов по ключевым медиа в 2018 году
Также из топ-50 были исследованы кризисы по степени медийности. То есть сколько публикаций давал каждый из них и какой охват имели эти публикации. Выяснилось, что кризисы, которые начинались в социальных медиа, становились более медийными, чем те, что начинались с публикаций в СМИ. В цифрах соцмедийные кризисы давали на 20% выходов больше (в публикациях) и были на 80% более охватными.
Проще говоря, мы привыкли, что кризисная публикация в «Интерфаксе», РБК или «Ведомостях» — это серьезно! Но это исследование показывает, что надо куда больше опасаться негатива в telegram-каналах Mash, «Незыгарь» или, скажем, на финансовом канале «Адские бабки» (да, так и называется). Зрители и читатели давно уже намного активнее обсуждают последний выпуск Дудя, Собчак, Парфенова или «Беспощадного пиарщика», чем передовицы деловых газет (хотя передовицы по случаю задержания журналиста Meduza Ивана Голунова, конечно, порвали эфир). Как корпоративный мир мы все еще ориентированы на традиционную картину мира.
Какие выводы?
Существующая система мониторинга у многих компаний сегодня ориентирована на традиционные СМИ и не всегда учитывает Telegram, YouTube, Яндекс.Дзен и так далее. А уж каналы в TikTok или, скажем, Twitch скорее всего попадут на радары, только если будут опубликованы в более привычных медиа. Их официально как бы нет, хотя в информационном поле присутствие весьма заметно.
Очевидный вывод — перестроить систему мониторинга в компаниях в пользу более актуальных медиа. А с ней поменять систему работы и подход к кризисным коммуникациям. Ведь PR в целом и кризисный PR в частности все еще сильно «заточены» на работу с условными «Ведомостями» и «Интерфаксом», хотя все больше рисков компаниям несут совсем другие медиа.