Эксперты рабочей группы Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР) по e-retail media составили карту рынка сегмента (.pdf). В неё вошли 144 компании. Как рассказали Sostav в ассоциации, экосистема учитывает наличие на площадке рекламных форматов, типов таргетингов и данных. Карта поможет игрокам при выборе платформы и подрядчика.
Первый сегмент карты — placements — сформировали e-retail платформы, на которых реализуются рекламные кампании. В него попали интернет-аптеки, сервисы доставки, маркетплейсы и площадки электронной коммерции в таких категориях, как товары повседневного спроса (FMCG), электроника, товары для животных, спорттовары, автомобили, DIY-товары, фэшн, детские товары, бьюти-товары.
Отдельно на карте выделены компании retail media network, позволяющие закупать объявления в рекламных блоках на ресурсах игроков рынка. К ним относятся Retail Rocket, SIMB-AD, Eshopmedia.
Агентства, занимающиеся размещением рекламы на площадках электронной коммерции, заполнили ещё один раздел в экосистеме. В список попали только сертифицированные компании.
Инструменты аналитики, позволяющие получать данные о продажах и выручке по рекламе на маркетплейсах, а также технологии оптимизации размещений на ресурсах игроков E-Retail Media представлены на карте в качестве ссылки на экосистему технологических сервисов.
Персональный член АРИР, сопредседатель комитета по e-retail media, генеральный директор агентства Adlabs (входит в АДВ ) Надежда Шилова отмечает, что «экосистема e-retail media отражает ряд ярких трендов, которые характерны для данного сегмента рынка:
- расширение числа плейсментов — сейчас на рынке работают не только крупнейшие маркетплейсы, но и множество игроков в узких категориях электронной коммерции (electronics, pets, sport goods, auto, DIY, fashion, kids, beauty и другие);
- формирование отдельного рынка компаний Retail Media Networks, позволяющих закупать рекламу на различных плейсментах;
- выделение на агентском рынке игроков со специализацией в E-Retail Media;
- развитие технологических сервисов, облегчающих работу брендов и селлеров на маркетплейсах и площадках онлайн-ритейлеров".
Андрей Волков, сопредседатель комитета по e-retail media АРИР, операционный директор Easy Commerce:
Карта позволяет систематизировать всех крупнейших игроков, которые сейчас есть в e-retail media — при оценке рынка упустить какого-то важного участника теперь не получится, все они представлены в соответствующих блоках. Карта учитывает пять основных блоков, без которых невозможно представить e-retail media в России. Если появятся другие значимые категории, они будут добавлены при обновлении экосистемы.
По словам Шиловой, сейчас на рынке e-retail формируется полноценная экосистема технологических сервисов: «Включение данных блоков на карту позволяет не просто найти ключевых игроков в каждом блоке, но и определить действительно автоматизированные решения. К тому же, верификация технологических сервисов — это достаточно трудоёмкий процесс, и для определения подходящего функционала пользователю требуется разобраться, что «под капотом» того или иного решения».
Глава Adlabs считает, что самостоятельно селлеру или бренду «практически невозможно» разобраться в этом, а метод проб и ошибок может стоить очень дорого и занять много времени.
«Именно поэтому мы решили облегчить путь поиска наилучших решений и включили карту техсервисов в единую экосистему E-Retail Media», — резюмировала эксперт.
Сопредседатель комитета по e-retail media АРИР, операционный директор Easy Commerce Андрей Волков уточнил, что в ближайшие месяцы будет опубликована интерактивная версия карты.
«В ней ожидается большее количество фильтров, по которым можно будет выбирать игроков: возможные типы закупки, доступные форматы, варианты аналитики, наличие ClickOut и других параметров. Выход интерактивной версии карты будет анонсирован дополнительно», — добавил Волков.
По данным АРИР, E-retail media второй год подряд показывает наибольший рост среди инновационных сегментов на рекламном рынке. Вложения увеличились на 227% и достигли 163,5 млрд рублей. Аудитория маркетплейсов растёт, а сами они становятся похожими на соцсети. Крупные площадки монетизируют свой инвентарь, разрешая сторонним продавцам публиковать объявления.