Минпромторг разрабатывает стандарты взаимодействия маркетплейсов с поставщиками. В ведомстве отметили необходимость обеспечить независимость ценообразования от участия продавцов в промо-акциях, ответственность площадок за потерю товара, а также обязать их уделять больше внимания проблеме контрафакта, сообщают «Известия» со ссылкой на замминистра Минпромторга Виктора Евтухова.
В ведомстве признали, что рынок онлайн-торговли высококонкурентен — на ущемление интересов поставщиков неоднократно жаловались представители бизнеса. «Несколько крупнейших игроков — Wildberries, Ozon, «Aliexpress Россия», «Яндекс.Маркет», «СберМаркет» — формируют не более 30% всего рынка таких площадок. Вместе с тем полагаем, что ситуацию нельзя усугублять, иначе возможен риск возникновения диктата условий со стороны маркетплейсов», — заявили в Минпромторге.
По словам Евтухова, министерство разрабатывает стандарты по взаимодействию маркетплейсов с продавцами — для этого за основу взяты предложения, которые выдвигала Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). Помимо вопросов ценообразования, потери и порчи товаров на складах, обсуждаются инициативы по введению оперативной обратной связи с продавцами. Так, например, предлагается обязать площадки уведомлять продавцов об ухудшении условий поставки.
Кроме того, обсуждается требование к маркетплейсам размещать в открытом доступе информацию об услугах и комиссиях, требованиях к упаковке. Участие продавцов в маркетинговых акциях может стать добровольным. Также на отдельное обсуждение вынесен вопрос о том, чтобы площадки не ограничивали поставщиков в выборе логистических партнёров.
Глава АКИТ Артём Соколов заявил «Известиям», что такой подход должен стать обязательным для всей отрасли, а стандарты — неотъемлемой частью оферты. По его словам, правила будут регулярно совершенствоваться по мере появления случаев их применения с обеих сторон.
Маркетплейсы дали позитивную оценку стандартам. В «СберМаркете» и «Яндекс.Маркете» сообщили, что участвовали в разработке новых правил и готовы работать над их развитием и внедрением. Управляющий директор Ozon Сергей Беляков уверен, что стандарты могут стать одним из базовых документов для саморегулирования отрасли. Он отметил, что правила должны учитывать интересы покупателей, включая гарантии качества и соблюдение сроков доставки.
В Aliexpress полагают, что важно поддержать развитие отрасли, не перегружая её жёстким регулированием: «Мы выступаем за саморегулирование отрасли и за принятие кодекса взаимодействия продавцов и маркетплейсов. При этом Aliexpress уже соблюдает правила, которые предписывает кодекс, так как выстраивает доверительные отношения с партнерами и не принуждает их к определенному уровню цен или определенному виду логистики — наши условия работы прозрачны», — пояснили в компании.