Sostav.ru

Компания Nielsen Россия определила сравнительный потенциал региональных рынков FMCG

Самый высокий потенциал развития сетевой розницы в Дальневосточном ФО, самый низкий – в Южном ФО

Территория России — самая большая в мире. К тому же это многонациональная страна. Естественно, что различия между отдельными регионами велики, а часто — очень велики. И учитывать их совершенно необходимо в случаях, когда компания ведет бизнес на федеральном уровне.

Исследовательская компания Nielsen собрала основные экономические параметры и рассчитала Индекс потенциала развития региональных рынков FMCG. Были использованы следующие показатели:

ВРП на душу населения

Показывает общий уровень экономического развития региона. Как правило, ВРП (валовый региональный продукт) на душу населения не связан с благополучием населения напрямую, но его высокие значения показывают бóльший потенциал для развития бизнес среды, инфраструктуры и роста доходов. Негативная или позитивная динамика служит индикатором для будущих изменений благосостояния региона.

Оборот розничной торговли

На розничную торговлю традиционно приходится большая часть расходов россиян. Важно: под измеряемым Росстатом РФ показателем подразумевают продажи не только FMCG-продуктов, но и любых товаров для использования в любых целях, исключая предпринимательскую деятельность.

Оборот общественного питания / сферы услуг

Если не считать оборота розничной торговли, эти показатели можно считать основными составляющими потребительских расходов. С одной стороны, высокие значения говорят о готовности потребителей расходовать денежные средства, с другой — относительно высокая доля этих рынков говорит о склонности потребителей тратить меньшую долю своих доходов на покупки товаров. Ведь есть же еще и услуги.

Среднедушевые доходы/расходы

Эти показатели считаются фундаментальными для розничной торговли в регионе. Совокупный доход жителей региона — это максимальный потенциал доходов бизнеса, ориентированного на потребителей. Совокупные расходы отражают текущее состояние рынка и склонность жителей региона к потреблению.

Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг

Один из показателей, отражающий уровень цен в регионе. Высокая стоимость потребительской корзины говорит о высоких издержках ведения бизнеса по реализации товаров народного потребления.

Ниже трудоспособного возраста, в трудоспособном возрасте, пенсионеры

Высокая доля населения трудоспособного возраста говорит о более высоком потенциале совокупного потребления. Помимо того, что население трудоспособного возраста имеет более высокие доходы, их потребление, в среднем выше, чем в других группах населения.

Уровень бедности

Семьи, находящиеся за чертой бедности, имеют низкую покупательскую способность. Основной фактор выбора товара таких потребителей — цена.

Индекс потенциала развития сетевой торговли

Индекс, показывающий потенциал роста современной торговли за счет маркетинговых инструментов, которые можно реализовать на текущий момент. Рассчитывается Nielsen.

Объем сетевой торговли региона

Совокупные продажи розничных сетей, сотрудничающих с Nielsen в рамках проекта ритейл-аудит. Отражает уровень развития современной торговли региона.


Особенности регионального потребления

  • Почти 40% всех хлебцев в России потребляют в Центральном федеральном округе. Здесь больше, чем в других округах, пьют нефильтрованное пиво, его доля составляет почти 10%.
  • В ЦФО любят пить рассыпной чай, здесь его относительная доля в категории чая выше, чем в других округах.
  • Популярность кофе «3 в 1» здесь самая низкая в России.

  • В Северо-Западном федеральном округе граница с Финляндией отчасти определяет ассортимент товаров. Как следствие, в регионе наблюдается «финская локальность» — высокий спрос на продукты финских производителей.
  • Калининград занимает второе место по стоимости литра пива среди крупных городов и третье место по стоимости пачки сигарет.
  • Локальные игроки занимают сильные позиции в молочных категориях: например, доля локальных игроков в топ-15 производителей традиционных молочных категорий — 52%.

  • В Сочи курят в два раза больше ароматизированных сигарет, чем в среднем по России.
  • Краснодар — лидер по среднедушевому потреблению мороженого среди других городов России: его потребляют в 1,75 раз больше среднего по стране. А самый популярный вкус мороженого — шоколадное, в других городах — ванильное.
  • В регионе происходит активная экспансия федеральных розничных сетей, как следствие, малый бизнес начинает ставить на полки «национальные» бренды (среди заметных примеров — белорусская косметика), которые привлекают потребителей своей «натуральностью» и невысокой стоимостью.
  • В ЮФО самое высокое подушевое потребление воды среди всех федеральных округов России.

  • В расчет объема сетевой торговли региона не включены Республика Дагестан и Республика Ингушетия.
  • Для региона характерна высокая доля жителей сельской местности. Показатель урбанизации здесь самый низкий среди всех федеральных округов России.
  • Демографическая ситуация в регионе сильно отличается от остальных частей России. Здесь весьма высока доля населения, не достигшая трудоспособного возраста. Это может привести к существенному росту розничной торговли в ближайшие годы.

  • В Уфе предпочитают водку со вкусом перца, в то время как в остальных крупных городах России лидирует вкус кедровых орешков.
  • В Тольятти, несмотря на низкую цену за литр пива, его потребление очень низкое, что нетипично для российских городов.
  • В Саранске и Тамбове наибольшие в России объемы подушевого потребления безалкогольного пива.

  • В Кургане средняя цена проданной пачки сигарет — одна из самых низких в России, всего 87 рублей.
  • Уральский федеральный округ занимает первое место среди остальных округов по объему потребления разливного пива.
  • На Урале больше, чем в других регионах России, пьют чай, в особенности, пакетированный.
  • В Челябинске предпочитают пить местное молоко. У локального игрока «Российское молоко» доля рынка в городе более 70%.

  • В Сибири самое высокое среди других регионов потребление кофе «3 в 1».
  • В Красноярске есть большой потенциал для продаж сока, его подушевое в полтора раза больше, чем в среднем по России. В особенности, выделяется потребление сока с яблочным вкусом.
  • В СФО лидером в категории энергетиков является Flash Up — 40%, из-за этого в Сибири сильно отличается структура категории: средний продукт дешевле и в большей упаковке.
  • В Томске сильные позиции в категории пива занимает локальный игрок «Томское Пиво», на него приходится более трети всех продаж пива в городе.
  • В Сибирском федеральном округе больше, чем в других округах, потребляют растворимый кофе.

  • Во Владивостоке самое дорогое пиво среди других российских городов, оно стоит 121 рубль за литр.
  • На Дальнем Востоке полностью отличается структура потребления соевых продуктов. Например, там почти не пьют соевого молока, но при этом намного больше пьют соевые питьевые йогурты.
  • В ДВФО в два раза чаще, чем в других регионах, пьют полусухие игристые вина.
  • В отличие от других федеральных округов, на Дальнем Востоке растет доля обезжиренных йогуртов и йогуртов с пониженной жирностью.

  • Негазированная вода в два раза популярнее газированной. Это достаточно нетипично для России, например, в Южном и Приволжском округах потребление газированной и негазированной воды одинаковое.
  • В Москве пьют очень мало чая в расчете на душу населения.
  • В столице очень популярно стерилизованное молоко, его в Москве покупают больше, чем любом федеральном округе, кроме Центрального, куда и входит Москва. На сам ЦФО приходится половина продаж всего стерилизованного молока в России.

  • В Санкт-Петербурге самое высокое среди крупных городов подушевое потребление кофе, при этом здесь больше, чем в других городах, потребляют нерастворимый кофе.
  • Санкт-Петербург является лидером по потреблению воды на душу населения среди крупных городов России.
  • В то же время здесь пьют очень мало безалкогольного пива, меньше чем в других крупных городах России.

По материалам компании Nielsen.

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.