Один из самых распространенных мифов/слухов на российском рекламном рынке - это то, что в нынешней кризисной ситуации под наибольшей угрозой в финансовом плане оказались крупные сетевые структуры, в том числе и международные, у которых нет поддержки в качестве медийного крыла. Насколько это справедливо и вероятно, Sostav.ru попытался выяснить у экспертов рынка.
Креативный бизнес в российских реалиях всегда был менее рентабелен, чем в мире, поэтому говорить о резком падении в последнее время - не совсем справедливо, констатируют эксперты. Для многих международных коммуникационных холдингов именно креатив является основой доходности: к примеру Havas недавно обнародовал отчет, согласно которому креативный бизнес приносит ему две трети выручки.
Данные по доходности от креативного бизнеса в России игроки рынка не раскрывают, Рейтинг агентства и холдингов Sostav.ru/АКАР учитывает только медиабаинг, поэтому оценить рынок российского креатива в финансовом выражении не представляется возможным. Однако многие эксперты сходятся на мнении, что доля медиа в последние годы неуклонно растет, а доля креатива падает у тех групп, в которых представлены оба этих бизнеса.
Известный российский рекламный эксперт Карина Оганджанян согласна с тем, что креатив без медиа в виде крупного бизнеса может испытывать трудные времена в условиях разразившегося кризиса.
Карина Оганджанян, вице-президент КГ TWIGA
Отдельно стоящий креатив сегодня и западным агентствам не по карману, даже в случае обесценивания зарплат по отношению к доллару. А мобильности таким агентствам для необходимых изменений хватать не должно.
Глава Leo Burnett Eastern Europe & Russia Владимир Ткачев считает, что обозначенная проблема - несколько надуманная, поскольку именно медийный рынок рекламы в настоящее время падает на 25-30%.
Владимир Ткачев, Chairman & CEO Leo Burnett Eastern Europe & Russia
Сейчас сложно всем, но сложно – это не значит невозможно. Наоборот каждая сложная ситуация дает возможность начать что-то новое. У нас в программе запуск нескольких специализированных агентств, которые будут особенно актуальны в кризис. Максимально аккуратно относимся к расходам, пытаясь их оптимизировать. У нас есть широкое портфолио международных и локальных контрактов, поэтому мы стараемся быть максимально полезными для наших клиентов.
Многие эксперты отмечают, что наличие международных клиентов - залог успеха для сетевиков. Однако отметим, что уже по состоянию на сентябрь прошлого года сокращение у ТОП 20 рекламодателей, 16 из которых представляют транснациональные корпорации, было 3-20%, и данная тенденция продолжилась и в этом году.
Джо Натт, CEO Ogilvy & Mather Russia
Сетевой статус - гарантия стабильности для агентств, уверена Наталья Аббасова. Справедливость этих слов мы уже отмечали на примере независимых digital-агентств (в первую очередь, SMM), многие из которых оказались на грани закрытия и начали искать инвесторов в лице крупных структур.
Наталья Аббасова, президент TBWA\Group Moscow
Агентствам, занимающимся разработкой стратегий и креатива и ориентированным на производство наиболее эффективных кампаний для клиентов, наличие собственного медийного ресурса и помогает, и ограничивает одновременно.
Безусловно, в текущей ситуации кризис играет роль, но это и время больших возможностей. По нашему опыту мы можем сказать, что кризисные годы были для нас одними из самых успешных. И с точки зрения финансов, и с точки зрения извлеченных уроков.