Sostav.ru

Специалисты по рекламе лидируют по численности среди работников креативных индустрий

Также в области рекламы и маркетинга Россия экспортирует больше продукции, чем импортирует

1

Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) Высшей школы экономики (ВШЭ) проанализировал состояние креативных индустрий в России. По оценке экспертов, сектор занял 2,4% ВВП страны, приводит данные «Коммерсантъ». Валовая добавленная стоимость сектора в 2019 году достигла 2,4 трлн руб. ($104,6 млрд по паритету покупательной способности).

Среднемировой показатель составляет 3% ВВП. Лидерами являются Италия — 6,1%, Великобритания — 5,8%, Австралия — 5,7%. Близкие к российским показатели в Канаде — 2,7%, Бразилии — 2,6%, Германии — 3%. Самый большой объем валовой добавленной стоимости креативных индустрий в Китае ($988 млрд) и США ($921,6 млрд).

Внешняя торговля России креативными товарами в 2019 году продемонстрировала дефицит в $4 млрд, торговля креативными услугами — дефицит в $3 млрд. Экспорт из России приходится на продукцию низких переделов, не требующую применения сложных технологических процессов — книги и газетную бумагу, предметы интерьера. В импорте преобладают мебель и игрушки.

Страна экспортирует больше продукции, чем импортирует (нетто-экспортер), в областях рекламы и маркетинга, а также научных исследований и разработок. При этом Россия зависит от импорта архитектурных, инженерных и технических услуг. Исследователи указывают, что это «делает инновационные процессы в стране уязвимыми для внешних шоков».

По оценке экспертов ВШЭ, в креативных индустриях работает около 5 млн человек, или 6,8% всех занятых в России. Самая большая доля креативных работников в Москве (13,6%), Санкт-Петербурге и Московской области. Самая высокая численность таких сотрудников — в моде, музыке, исполнительском искусстве, культурно-досуговой деятельности и издательской отрасли. Около 70% из них приходится на 10 наиболее массовых профессий, среди которых лидируют специалисты по рекламе и маркетингу (20%) и разработчики программного обеспечения (15%).

Исследователи обнаружили среди представителей креативных индустрий отсутствие конфликта между «творческими» и «рыночными» аспектами занятости, высокую лояльность к рыночному способу работы сектора, относительную к среднероссийской удовлетворенность оплатой труда, высокое недовольство социальным пакетом и редкие конфликты с начальством — всего у 4%.

Также отмечается высокая приверженность к коллективному труду, в том числе при оплате труда — оплатой групповой работы довольны больше, чем привязанной к индвидуальным достижениям.

В июне Министерство культуры России представило законопроект, который создаст условия для развития креативных индустрий: российское законодательство впервые характеризует сферу креативных индустрий и закрепит понятия, необходимые для ее развития.

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.