Глава комитета Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению Алексей Диденко обратился к председателю правительства Михаилу Мишустину с предложением ввести в России новый критерий для передачи иностранного бизнеса в управление государству. Об этом со ссылкой на документ сообщают «Известия».
По мнению Диденко, таким основанием может стать «злоупотребление своим значимым положением на российском рынке компанией с иностранными корнями». «Часто они лишь де-юре считаются российскими, но де-факто выполняют санкционные решения своих иностранных головных офисов», — говорится в обращении депутата.
Он отметил, что на российском рынке представлены такие западные компании. При этом они не свернули свою деятельность в стране полностью, но сократили её «до нуля» в сферах, включённых в санкционные ограничения, и с успехом продолжают зарабатывать в других отраслях.
В качестве примера Диденко привёл ситуацию с концерном «Автоваз». Второй год производитель не может наладить выпуск автомобилей в полной цветовой палитре из-за дефицита краски. Три основных импортёра лакокрасочных покрытий в автоиндустрии — BASF, AkzoNobel и PPG — внезапного прекратили поставки.
«При этом голландский AkzoNobel по-прежнему имеет предприятия в России и вполне успешно работает в несанкционной сфере, зарабатывая в нашей стране и пополняя бюджет голландской корпорации», — указал депутат в своём письме.
Он добавил, что альтернативные производители краски из Китая, «которые отчасти закрывают потребности «Автоваза»», в основном сами работают по лицензии тех же европейских или американских брендов. Поэтому в долгосрочной перспективе их присутствие в России под вопросом, уверен Диденко.
«Такие предприятия, особенно если они имеют доминирующее положение на нашем рынке в своей сфере, конечно, должны определиться: либо они продолжают полноценно работать, либо попадают под наши ответные санкции — во временное управление Росимущества», — резюмировал парламентарий.
В ноябре 2023 года министр финансов Антон Силуанов говорил, что Россия принимает ответные меры, вводя внешнее управление в отношении некоторых компаний из недружественных стран. Министр подчеркнул, что это происходит «в исключительных случаях», когда компании нарушают взятые на себя обязательства, в том числе социального характера, или когда не соблюдают российское законодательство.