Компания Brand Analytics сообщает, что в марте 2019 года в число их клиентов вошли сразу три организации, работающие в сфере культуры: издательство «Эксмо-АСТ», Электротеатр «Станиславский» и объединенная сеть кинотеатров «Синема Парк» и «Формула Кино». Похоже, что использование театрами, библиотеками и музеями маркетинговых инструментов становится трендом.
Sostav недавно писал о совместных проектах брендов с крупными зарубежными музеями, но подобную активность можно заметить и в России. Вот лишь несколько примеров.
В 2018 году ГМИИ им. Пушкина реализовал совместный маркетинговый проект со студентами курса «Маркетинг и брендменеджмент», целью которого было увеличение посещаемости музея в ближайшие несколько лет.
Есть телеграм-канал «Маркетинг культуры», который уже второй год ведет Дарья Ивницкая. Несколько российских библиотек поддерживают активные аккаунты в Instagram, а Музеи московского Кремля имеют одноименный канал в «Телеграме». Существует сообщество работающих в музеях маркетологов и специалистов по PR, которые регулярно собираются в неформальной обстановке (обычно в кафе) для обсуждения общих вопросов. Инициатор этой активности — Анна Михайлова — переняла идею у западных коллег и использовала тот же хэштэг — #drinkingaboutmuseum. Несмотря на шуточное название, проект вполне прижился на нашей почве.
Зачем они это делают? «В последние годы культурные организации начали задумываться о привлечении аудитории и, соответственно, маркетинге, тк остро встала проблема самостоятельного зарабатывания денег, — объясняет Дарья Ивницкая. - Субсидии падают, привлекать спонсоров стало сложнее, мы вынуждены учиться законам бизнеса».
Конечно, охват упомянутых каналов и аккаунтов несравним с аналогичными активностями брендов (у канала «Маркетинг культуры» на дату выхода статьи было 4317 подписчиков, у «Музеев московского Кремля» — 2876), самый крупный аккаунт в Instagram Библиотеки им. Боголюбова имеет чуть меньше двух тысяч подписчиков. Но, как говорит пословица, лиха беда начало.
Впрочем, не такое уж и начало. Среди своих давних партнеров в Brand Analytics называют Министерство культуры Российской Федерации, Библиотека иностранной литературы, Высшая школа экономики и другие организации из сферы культуры и образования.
Наталья Соколова, CEO Brand Analytics:
Сегодня сфера культуры — это такой же высококонкурентный рынок, как, например, ритейл или телеком. Театры, библиотеки, музеи все чаще работают по законам классического маркетинга. С помощью системы аналитики и мониторинга соцмедиа они решают все те же задачи, которые ставят перед собой представители коммерческого бизнеса. Можно сказать, что культура воспринимает лучшие маркетинговые практики для того, чтобы стать ближе, понятнее и привлекательнее для широкой аудитории.