Ответственность маркетплейсов за реализацию контрафакта предлагается расширить. В частности, необходимо интегрировать базы маркетплейсов с реестрами Роспатента, а также установить «единую процедуру реагирования» маркетплейсов на обращения правообладателей о нарушениях их прав. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на предложение Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), направленное в Минпромторг.
Ассоциация предлагает также обязать маркетплейсы блокировать транзакции продавца в отношении товаров, нарушающих права обладателя бренда. Правообладателей в свою очередь будут регистрировать на маркетплейсах «аналогично Таможенному реестру объектов интеллектуальной собственности», чтобы площадки могли «вести превентивную работу» и не допускать контрафакт.
Участники рынка подтверждают, что проблема продажи на маркетплейсах контрафактного и нелегально ввезенного товара стоит остро, но только в категории недорогих товаров, например наушников, часов, одежды, кофе, а также детских товарах и игрушках. Это происходит из-за недостаточного контроля за поставщиками и ассортиментом на площадках. Чтобы решить проблему, необходимо увеличить их ответственность за реализацию нелегальной продукции.
Представитель Ozon и Wildberries отметили, что и так самостоятельно развивают меры по защите покупателей от подделок. Wildberries проверяет данные правообладателя через реестры Роспатента. В «Яндекс маркете» также сообщили, что самостоятельно занимаются работой по фильтрации контрафакта.
Напомним, Минпромторг разрабатывает законопроект, регулирующий работу маркетплейсов. В документе маркетплейсы определяются как «цифровые площадки розничной торговли и предоставления услуг», а ПВЗ признаются торговыми объектами. Министерство также предлагает запретить маркетплейсам привлекать самозанятых «к трудовой деятельности и выполнению работ (оказанию услуг)».