Крупнейшие российские маркетплейсы договорились с корпорацией МСП (КМСП; оператор программ поддержки малого и среднего бизнеса) о системных правилах работы на рынке онлайн-торговли и мерах поддержки малого бизнеса в этой сфере, сообщают «Ведомости» со ссылкой на представителя института развития.
В договоре прописано, что маркетплейсы обязуются вести работу исходя из «презумпции финансовой добросовестности» своих партнёров из числа корпорации, применять принципы соразмерности взаимной ответственности, а также создавать благоприятные условия для участников площадок.
Со своей стороны корпорация создаст на цифровой платформе МСП.РФ специальный раздел для обращений продавцов маркетплейсов и сотрудников пунктов выдачи заказов. Корпорация будет мониторить заявки, чтобы отслеживать их системный характер и вместе с интернет-площадками оперативно реагировать на спорные ситуации. Кроме того, сотрудники МСП окажут консультационную и правовую помощь участникам онлайн-торговли.
Меморандум подписали управляющий директор Ozon Сергей Беляков, гендиректор ООО «Маркетплейс» («СберМегаМаркет») Сергей Малышев, гендиректор «Вайлдберриз» (Wildberries) Татьяна Бакальчук, директор по работе с органами государственной власти «Яндекс Маркета» Дмитрий Русаков, а также генеральный директор КМСП Александр Исаевич.
При этом отдельно будут обсуждаться наиболее острые вопросы взаимодействия площадок и их участников: оферты, штрафы и санкции за несоблюдение правил работы с маркетплейсами. Представители электронных торговых площадок выразили готовность решать проблемные вопросы в сотрудничестве.
«Важно выстроить партнёрскую и прозрачную работу этого рынка. На обеих сторонах — предприниматели. Онлайн-торговля сегодня — самый быстрорастущий сегмент экономики, в котором регистрируется огромное число новых компаний. С начала пандемии число торгующих через интернет малых и средних предприятий выросло в шесть раз, до 245,9 тысячи», — отметил Александр Исаевич.
Маркетплейсы подписывают меморандум после скандала между Wildberries и владельцами пунктов выдачи (ПВЗ) заказов, который произошёл в марте 2023 года. Тогда владельцы ПВЗ устроили забастовку и приостановили работу, добиваясь отмены новой системы штрафов, согласно которой с них удерживали 100% стоимости товара, если покупатель возвращает бракованную или подменённую вещь.
Ситуацией заинтересовалась прокуратура Московской области, а также Госдума и Министерство труда РФ. В итоге Wildberries объявил о заморозке штрафов и возврате денег на счета владельцев ПВЗ.