Сегодня день одного из самых известных мемов в России. Вопрос интеллектуальной собственности, касающийся мемов, неоднозначный. Эксперт компании «Онлайн Патент» Алина Сидорова рассказала Sostav, какие из них в России пытались зарегистрировать как товарные знаки и что из этого вышло.
Мем по умолчанию становится объектом авторского права. В отличие от изображения, ситуация со словами и выражениями без картинок с точки зрения права неоднозначна.
Если речь идёт просто про удачное, хлёсткое выражение, ставшее мемом, и не имеющее отношения именно к какому-либо произведению, то с ним уже есть трудности. Само по себе словосочетание не охраняется как объект авторского права. Единственный способ защитить придуманное выражение — зарегистрировать товарный знак.
Для того чтобы мем как текстовый, так и визуальный, был зарегистрирован одно из ключевых условий — доказуемость его первого упоминания. Например, YouTube считается на территории РФ онлайн-площадкой, способной верифицировать дату и время использования, чего например не скажешь о LiveJournal, где есть возможность редактуры публикаций.
В июле зарегистрировать фразу «Как тебе такое, Илон Маск?» пытался петербургский предприниматель, но Роспатент отказал. Ведомство ссылалось на широкое распространение в сети интернет и отсутствие уникальности. В свою очередь, суд поддержал мнение экспертов Роспатента и окончательно отказал в регистрации.
В 2015 году московская косметическая компания «Эйм Косметикс Рус» подала заявку на выражение «Это Спарта!». Решение было положительным, но компания не заплатила пошлину и утратила возможное право на эту фразу.
Пожалуй, самый популярный классический мем-фейс Poker Face некогда был товарным знаком московской компании «КО и КО», занимающейся пошивом и продажей одежды, но прекратил свое действие в 2022 году.
Он впервые появился в 2010 году на форумах 4chan. Само слово Poker Face — это англоязычная идиома, связанная с карточной игрой, где важно сохранять невозмутимое выражение лица. Собственно и сам мем используется для передачи невозмутимого отношения к какой-либо теме.
В 2017 году ООО «Бургер Рус» также пытался зарегистрировать фразу «Нельзя просто так взять». Однако компания не уплатила пошлину и тоже лишилась возможности его использовать.
Мем «Нельзя так просто взять…» берёт своё начало из фильма «Братство кольца» из первой части трилогии «Властелин Колец» 2001 года. В этой сцене персонаж Шона Бина — Боромир — ведёт диалог с Элрондом, который напутствует героев и просит кого-то пронести кольцо всевластия в глубины Мордора. Вот что на это отвечает Боромир: «В Мордор нельзя просто войти».
Мем под названием LOL Guy зафиксирован как товарный знак, причем во множестве индустрий, начиная с пищевой продукции (правообладатель ГЛОБАЛ СНЕК) и заканчивая электроникой, одеждой и мебелью (американская компания МГА Энтертейнмент).
LOL — это англоязычная аббревиатура, означающая Laughing Out Loud (дословный перевод с англ. «громко смеяться»). Она появилась в начале 2000-х в среде американских школьников, которые любили сокращать выражения в SMS.
LOL Guy появился 14 июня 2010 года на сайте 4chan. Его создатель сам разместил картинку, предугадав, что она станет вирусной. Всего через четыре дня изображение перекочевало на Reddit и обрело народную популярность.
Впервые диалог котов, которые будят некую Наташу, оубликовали в паблике «Котизм» в 2019 году. Затем реплика завирусилась, а само изображение поменялось. Как правило, мем используют в контексте, когда кто-то оказался «не в теме», пропустил важные новости. Мем зарегистрирован в качестве торговой марки его автором — Бородулиной Дарьей Сергеевной — для создания печатной продукции, сумок, лежанок для животных, одежды, игрушек, продвижения товаров и организации мероприятий.
Доподлинно неизвестно, когда мем с призраком «Ничоси» появился на свет. По одной из наиболее правдоподобных версий известно, что рисунок был создан художниками из «ВКонтакте» к 1 апреля 2015. Призрак всплывал при каждом нажатии «Мне нравится».
Есть и другая версия, согласно которой некий художник, увидев картину Эдварда Мунка «Крик», не смог сдержать своего восторга и нарисовал сетевого героя. В пользу этой версии говорит тот факт, что, по статистике «Яндекс Wordstat», всплеск поисковых запросов по слову «Ничоси» начался не в апреле, а еще ранее — в марте.
Данный мем зарегистрирован как товарный знак для мясной продукции и сладостей новосибирской компанией «Торговая площадь».
В 2017 году сеть быстрого питания «Бургер Кинг» подала целую серию заявок на регистрацию торговых знаков, но пошлина ни по одной из них так и не была оплачена. Также сам автор песни Игорь Николаев подал заявку на регистрацию торгового знака — словосочетания «Третье сентября», но пока регистрирующий орган направил предварительный отказ. Это значит, что у Роспатента есть сомнения в регистрации такого обозначения.