Онлайн-шоппинг стал одной из наиболее распространённых активностей населения в интернете. По доле затрачиваемого времени e-comm занимает пятое место после соцсетей, видео, мессенджеров и игр. Средний посетитель тратит на онлайн шопинг около 20 минут в день. Также хотя бы раз в месяц ресурсы электронной коммерции в России посещают 70% населения страны старше 12 лет. К такому выводу пришли исследователи Mediascope в своей презентации на Digital Brand Day 2022.
Каждый день 33% населения посещают платформы для интернет-покупок. Проникновение е-comm активности значительно во всех возрастных группах, но уменьшается с возрастом пользователей — если в наиболее активных группах месячный охват категории составляет порядка 90%, то в самой старшей группе (65+ лет) — около 30%. Наиболее активные пользователи e-comm — люди в возрасте 35−54 лет. При этом женщины тратят на онлайн-шоппинг больше времени, чем мужчины.
Mediascope:
Центральная и самая крупная e-comm категория — это маркетплейсы. Несколько маркетплейсов суммарно охватывают 95% пользователей e-comm, а 10% пользователей в течение месяца использует только эту категорию ресурсов. В крупные категории e-comm ресурсов также входят онлайн-магазины одежды, обуви и аксессуаров, интернет-аптеки, магазины техники и продуктовые магазины.
Россияне всё чаще ищут товары в интернете непосредственно на марктеплейсах. Так, например, в категориях «кофе», «подгузники», «детское питание» и в ряде других наибольшая доля поисковых запросов на десктопе уже сейчас приходится на марктеплейсы.
На динамику объёма e-comm активности могут заметно влиять отдельные события, такие как Всемирный день шоппинга и Черная пятница или некоторые праздничные периоды. В выходные дни времени на онлайн-шоппинг уходит больше, чем в будни. С началом спецоперации в Украине произошло некоторое снижение, но активность постепенно возвращается к прежним показателям.
Mediascope также представила на конференции последние тренды медиапотребления в России:
- По данным Mediascope около 80% населения России пользуются интернетом, что составляет 97,5 млн. человек.
- 3 часа и 40 минут в день проводит средний россиянин в интернете. С возрастом пользователя время его интернет-досуга сокращается. Так молодежь 12−17 лет проводят в сети около 6 часов в день, а у старшего поколения (65+) уходит на интернет 1 час 14 минут.
- 90% потребления приходится на мобайл
- В топ-3 любимых интернет категорий россиян вошли социальные сети, видео и мессенджеры. На них пользователи тратят больше половины времени, отведенного на интернет.
- Самой популярной интернет-площадкой остается WhatsApp
- Самым популярным маркетплейсом остается Avito — в апреле его охват достиг 45%, обогнав Ozon (37%) и Wildberries (36%).
Также в Mediascope отметили, что в категории «видео» месячный охват самого крупного ресурса YouTube в марте и апреле 2022 значительно не изменился и остался на уровне 90 млн человек в возрасте от 12 лет. Каждый день видеохостинг в апреле и марте стали посещать чуть больше людей, чем в январе-феврале 2022: 48−49 млн против 45−46 млн человек.
В марте-апреле видеохостинг Rutube посещало больше людей: его аудитория выросла на 161% по сравнению с концом 2021 — началом 2022 года и в апреле достигла 16,4 млн человек.