Работа в агентствах всегда славилась обилием дедлайнов и переработок. А те, кто осознанно шёл в эту сферу, были готовы полностью отдавать себя карьере: сидеть допоздна, работать в режиме достигатора и в выходные. Наблюдения HR-директора креативного диджитал-агентства Ailove Любы Курис говорят о том, что сейчас молодые люди всё реже готовы приносить себя в жертву и «знают себе цену». Эксперт рассказала Sostav, будет ли молодёжь заинтересована в работе в агентстве «старой формации», которое представляет из себя «школу выживания».
Зумеры, миллениалы, альфы
Я не сторонник «поколенческих теорий» и не хочу мыслить такими категориями, обобщая всех «нас, миллениалов» и «их, зумеров». Но наблюдения показывают, что миллениалы действительно чаще идентифицируют себя с работой, чем зумеры. А тренды типа lazy girl job или «тихое увольнение» набирают популярность. То ли ещё будет, когда подрастут альфы — те, кому сейчас не больше 10 лет. Их родители имеют доступ к информации и знаниям о психологии ребенка. Они прививают детям ценности свободы и самовыражения, а не конкуренции и достигаторства.
Молодые ребята в большинстве своём «знают себе цену», реже страдают избыточным трудоголизмом и не готовы зависать на работе 24 на 7. Отношение к финансам у них тоже другое: они не стремятся получить все деньги мира, отдав себя работе целиком, и не ассоциируют финансовое благосостояние напрямую с успехом.
Фокус на собственных границах, физическом и ментальном здоровье
Сейчас многие компании внедряют в числе прочих плюшек софинансирование психологической поддержки сотрудников. И это действительно важно! Причём, что интересно, сотрудникам важен не факт использования этой опции, а просто понимание того, что такая возможность у них есть. Также в команде нужно поддерживать экологичную коммуникацию, здоровое отношение к ошибкам и культуру благодарности и обратной связи. Например, у нас в рамках двухнедельных встреч всего агентства есть рубрика Team hugs, где мы выходим в эфир и публично благодарим друг друга.
Социальная ответственность: волонтёрство и забота об экологии
Не всё измеряется деньгами. Идейным молодым ребятам важны ценности и смыслы: социальная значимость и возможность чувствовать, что твоя работа приносит пользу обществу. Понимая это, мы периодически вписываемся в некоммерческие проекты и благотворительность, инвестируем в это собственные средства.
Гибкий график и work-life integration
Вы замечали, что работа с 10 до 19 часов — это чертовски неудобно? Даже просто с точки зрения организации бытовой жизни: многие госучреждения, банки и другие организации закрываются с окончанием вашего рабочего дня. А ещё говорят, что миром правят жаворонки, ведь этот график предназначен именно для них. Что же делать совам, которым комфортнее работать поздно вечером, а утром нужно больше времени на пробуждение? Помимо этого есть и специфика рекламной индустрии: форс-мажоры и внезапные задачки, которые не привязаны к 10−19 часам. Если я и так работаю с 10 до 19, то с какой стати я подключусь к задаче в 22 часа? Другое дело, если при этом я могу компенсировать внеплановую работу отдыхом в будущем.
В нашей команде действует правило: в рабочее время приоритет закреплён за рабочими задачами, в личное — за личными. При этом в остальном сотрудник может интегрировать жизнь в работу и работу в жизнь так, как ему комфортно, если это не противоречит рабочим процессам и согласовывается с ними. Мы не привязываем людей к стулу с 10:00 до 19:00 и не ставим пропускную систему, а разделяем ценность свободно распоряжаться своим временем, ожидая при этом самодисциплину и ответственность.
Тренд на периодическую смену карьеры и области интересов
У нас принято создавать роли для людей, а не рассматривать сотрудников как функции. И это согласовывается с ещё одним трендом: периодическим пересмотром карьерного трека. У агентства есть много кейсов успешных горизонтальных переходов, когда сотрудник поменял профессию не выходя из компании. Например, начинал работу контентным продюсером, а затем перешёл в креатив или в марком.
Горизонтальный переход всегда выгоднее и для сотрудника, и для компании. Работнику не приходится привыкать к новому коллективу, доказывать свою ценность и адаптироваться к базовым бизнес-процессам. А компании не приходится тратиться на поиск и обучение новых людей.
Работа — это нетворкинг и комьюнити
Работа в глазах молодого поколения приобретает дополнительную ценность, когда становится платформой для саморазвития, самовыражения и общения с людьми со схожими интересами. Мы стараемся регулярно проводить какие-нибудь мероприятия: вечеринки, обучения, тренинги по софт-скиллам, психологии и лайфстайлу. А ещё в этом году мы открыли для себя «корпоративные экскурсии» и уже успели сходить в дом Наркомфина, в музей «Гараж» и в «Зотов Центр» на выставку конструктивизма. Всей команде понравилось. Кроме того, насмотренность — важная штука для креативного агентства.
Желание быть значимым и влиять на жизнь компании
Кажется, едва ли молодёжь устремится в компании с авторитарной корпоративной культурой, где свобода ограничена твоей зоной ответственности, для творчества мало пространства, а право голоса даётся лишь избранным. Многие вопросы в компании стоит обсуждать с командой. Так, люди сами решают, когда проводить тренинг, какие темы обучения им интересны, нужно ли оставить или убрать перегородки на столах. Ещё у нас есть такое понятие, как chemistry meeting. Это встречи, на которых потенциальные кандидаты в отдел или группу знакомятся с командой, чтобы понять, подходят ли они друг другу. Таким образом, каждый сотрудник имеет возможность участвовать в процессе подбора людей в команду.
Компания — это не на всю жизнь
Ещё один тренд, который я замечаю как HR, — стратегия частой смены места работы. Молодые специалисты часто работают в одной компании меньше года. Это плохо для бизнеса, и нужно стремиться к тому, чтобы сотрудник проводил с вами хотя бы 1−1,5 года. Именно на это направлены все предыдущие пункты.
Однако вовремя прощаться и уметь отпускать тоже нужно уметь! Не стоит удерживать людей любой ценой. Современный мир меняется слишком быстро и часто, поэтому стратегия стабильности уже не работает. Компании необходима свежая кровь, а сотрудникам нужно исследовать рынок. Это помогает и бизнесу, и людям обмениваться энергией и знаниями с окружающим миром.