Веб-сериалы на YouTube завоевывают внимание всё большего количества пользователей. Переиграть ТВ здесь в целом не так сложно: краткость серий, краткость всего сюжета, но вместе с тем креативность линий, глубина содержания. И вот уже десятки тысяч пользователей следят за тем, как недавно венчурный инвестор, а теперь и блогер Дмитрий Волков увлеченно рассказывает о современных философских идеях.
Необходимо признать, YouTube образца 2019 года в России — это очень гармоничная площадка с точки зрения ее аудитории. Раньше основной контент видеохостинга был обращен если не к тинейджерам, то к молодым людям в более широком смысле слова, сейчас же YouTube не менее привлекателен и для взрослых. По последним данным, на эту аудиторию приходится уже половина от всех просмотров (в российском сегменте). Причины на поверхности: разнообразие тематик и форматов каналов. Контент на YouTube стал более качественным, многогранным, а потому притягивает не только любителей пранков, котят и пустых рассуждений на фоне ковров.
Заявить о себе на этой платформе пытаются и бизнесмены. Как правило, именно они и привлекают более осознанную аудиторию, ищущую не развлечение на вечер, а интересную или даже полезную информацию, глубину рассуждений, убедительность и авторитетность мнений. Предприниматели начинаются заниматься на YouTube генерацией смыслов для думающей аудитории, которая стала для них целевой. Каждый пытается выделиться по-своему: Андрей Онистрат готовится к дистанции Ironman, Игорь Рыбаков берет интервью у коллег и знаменитостей, Оскар Хартманн раздает мотивационные советы начинающим предпринимателям. Выделиться в потоке контента — задача не из легких.
Концепция и главные идеи
Венчурный инвестор и философ Дмитрий Волков, решивший примкнуть к блогерам-предпринимателям, запустил свой канал «Неискусственный интеллект». В выпусках он в развлекательной форме рассказывает о трансгуманизме, проблеме искусственного интеллекта, свободе воли, полиамории и других современных философских идеях. Все выпуски объединены единым сюжетом и образуют сериал.
В основе канала лежит идея того, что наш мир — симуляция. Идея базируется на тезисах философа Ника Бострома, директора оксфордского Института будущего человечества. В своей работе «Доказательство симуляции» он излагает теорию, что наша реальность может быть сымитирована с помощью сверхмощного компьютера, созданного некой продвинутой цивилизацией.
Дмитрий Волков рассуждает об этой теории, дополняя ее новыми гипотезами, например, о тождестве личности.
Александр Имакин, сценарист проекта:
Блог ведется в многожанровом ключе: в основе — формат мокьюментари, но здесь есть и научпоп, и игровой контент, и киберпанк, и драма. Так, на IMDB часто указывают несколько жанров к фильму, когда сложно вычленить что-то одно. Это единственный канал в такой стилистике на просторах русскоязычного YouTube.
Изначальной задачей было — выйти в YouTube с необычным контентом. Формат бизнес-блога, разумеется, обсуждался, но ставку все-таки решили сделать на менее заполненную нишу — интеллектуально-образовательный контент. Аналитическая философия бизнеса и современного искусства — это, очевидно, не массовый продукт. Однако ролики, дающие, как многим может показаться, больше вопросов, чем ответов, привлекают качественную аудиторию гораздо эффективнее. Тем более подобное позиционирование повышает личную узнаваемость, дает глубокое представление о личных ценностях и идеях, возможно даже внушает доверие потенциальным бизнес-партнерам.
Сериал в стиле мокьюментари был запущен как собственный и самостоятельный продукт без планов по монетизации, но создатели отмечают, что открыты уникальным коллаборациям с брендами, например, онлайн-сериалами или сервисами.
Работа креативной команды
Сюжетная линия «Неискусственного интеллекта» объединяет реальные события из жизни главного героя с фантастическим путешествием агента внешнего мира DV. По сюжету, DV попадает в нашу реальность-симуляцию, чтобы предотвратить появление сверхмощного искусственного интеллекта, который способен ее разрушить.
Игровая часть сюжета пересекается с реальными событиями из жизни Дмитрия Волкова. Задача зрителя — понять, что — правда, а что — вымысел. «Хотя не стоит забывать: если мы действительно живем в симуляции, то весь контент канала — вымысел, как и мы с вами», — комментирует Волков.
Спродюсировать такой сложный продукт, как сериал со съемками в разных частях света, CGI эффектами и сценарием, переплетающим реальность и вымысел, невозможно с помощью стандартного сетапа блогера. Производством сериала занимается коммуникационное агентство TRIKO и продакшен-студия MoviePark.
TRIKO:
Мы гарантированно первопроходцы в России. Жанр мокьюментари пока непризнанный жанр, но, учитывая тренд на онлайн-сериалы, мы уверены, что аудитория оценит этот жанр и формат.
К участию в проекте привлекаются друзья и единомышленники бизнесмена. В эпизоде про суд над книгой «Свобода воли», которую написал Волков, можно увидеть кадры совместного перформанса с художником Павлом Пепперштейном, который прошел в рамках «Библионочи» в РГБ. Дополнительные сцены для серии с участием Павла снимались на его персональной выставке в «Гараже».
Павел Пепперштейн:
Я не слежу за видеоблогерами, совсем не погружен в эту сферу. То, что я видел из блога Дмитрия — пара серий, это похоже на такой философско-приключенческий сериал, мне понравилось. Сначала мне поступило предложение сделать обложку для книги, после этого Дмитрий пригласил меня к участию в перформансе. Мы судили его «Свободу воли» как опасный и вредоносный труд, действие происходило в Библиотеке им. В. И. Ленина, я выступал в качестве репрессивной инстанции, а Дмитрий — в роли адвоката своей работы. В кульминационный момент был оглашен смертный приговор книге, неправедный — потому что мой герой подтасовал результаты. После этого я сбросил черную мантию, остался в черной фашистской форме с пистолетом и выстрелил в книгу. Книга была расстреляна, истекала кровью.
Еще одним героем стал миллиардер Игорь Рыбаков. С ним Волкова связывает совместное приключение на ралли Gumball 3000: в течение 10 дней бизнесмены проехали 3000 миль от Лондона до Токио. События ралли легли в основу эпизода, в котором Игорь боролся с Дмитрием за долю в перспективном стартапе. Специально для съемок офис фонда SDVentures был превращен в японский отель, а Рыбакову пришлось драться с Волковым на мечах.
На канале уже вышло два сезона сериала. Второму креаторы уделили больше внимания и заметили положительный отклик от аудитории. Творческая команда проекта отмечает, процесс производства материала такого уровня очень трудозатратный. Несмотря на это, идей по развитию канала много. Главная задача на данный момент — закрыть второй сезон об искусственном интеллекте.
Дмитрий Волков, идеолог сериала:
Мы еще не до конца понимаем, чем закончится первый сезон нашего сериала-блога. Это живой процесс, который происходит здесь и сейчас. Так, в недавней серии про Исландию из симуляции нам «прислали» нового участника повествования, точнее — участницу. Как она повлияет на ход событий сериала? Скоро узнаем.
Блогинг — это, по сути, тот же бизнес. Его успешность, как и успешность любого бизнеса, наполовину во власти случая, ведь универсального рецепта не существует. И если, ориентируясь на молодежь, можно нащупать выигрышный формат через юмор, импровизацию и хайп, то блогерам, которые придерживаются более солидного имиджа, возможно, имеет смысл делать ставку на уникальность и беспрецедентность контента, что от серии к серии доказывает команда TRIKO.
Состав творческой группы:
Продвижение — коммуникационное агентство TRIKO
Продакшн — MoviePark
Автор идеи — Дмитрий Волков
Сценарист — Александр Имакин