С начала марта число соискателей в сфере маркетинга выросло втрое по сравнению с прошлым годом. Так, в октябре 2022 года количество профильных резюме увеличилось в 4,7 раз по сравнению с октябрём прошлого года. Самый большой прирост специалистов был в ноябре 2022 года — 547 тыс. резюме открылись для поиска в отрасли. Данные исследования «Нетологии» и сервиса hh.ru.
Больше всего активных резюме появилось в Санкт-Петербурге (+197% год к году), Краснодарском крае (+195,5%), Москве (+193,5%), Новосибирской области (+193,2%) и Татарстане (+192,1%).
Число открытых вакансий при этом заметно меньше, чем в прошлом году: снижение спроса на специалистов в маркетинге отмечено в Москве (-8,2%) и Санкт-Петербурге (-0,7%). Однако востребованными такие работники остаются в Московской (+13,8% вакансий год к году) и Свердловской (+12,8%) областях, а также в Краснодарском крае (+9,5%).
Сильнее всего кризис сказался на спросе на директоров по маркетингу: с марта по октябрь 2022 года падение год к году в среднем составило 48%. В ноябре 2022 темпы замедлились: падение спроса составило 35,2% по сравнению с ноябрем 2021 года.
С лета 2022 года на рынке труда появилось больше директоров по маркетингу: в июне количество опубликованных резюме выросло на 113,7%, а в октябре — уже почти в шесть раз по сравнению с аналогичным месяцем 2021 года. За весь исследуемый период предложений от соискателей стало в 2,7 раза больше год к году.
Не лучше дела и у интернет-маркетологов. Пиковое снижение спроса на этих специалистов отмечалось в апреле — на 25,7% по сравнению с аналогичным месяцем 2021 года. С мая по октябрь 2022 года число вакансий продолжало падать, а в ноябре стал наблюдаться рост спроса на 22,4% относительно ноября прошлого года, но общие показатели это не спасло — спрос на интернет-маркетологов в 2022 году упал на 7,8% по сравнению с 2021 годом.
Спрос на SMM- и контент-менеджеров упал на 6% год к году, на PR-менеджеров — на 8,4%. На копирайтеров, редакторов и корректоров спрос снизился только на 1%, однако количество резюме этих специалистов выросло почти вчетверо по сравнению с прошлым годом.
Единственными маркетинговыми специалистами, спрос на которых продолжал расти в кризис, оказались аналитики. В среднем число профильных вакансий увеличилось на 9,6% по сравнению с прошлым годом. Однако и здесь в 2022 году на рынок труда вышло почти в шесть раз больше профессионалов, чем годом ранее.
Сложнее всего найти работу в маркетинге начинающим специалистам без опыта работы: количество вакансий для них снизилось на 9,3% по сравнению с прошлым годом. А самыми востребованными оказались специалисты-джуниоры с опытом от одного года до трёх лет — число вакансий выросло на 10,2% в 2022 году, они обогнали более опытных специалистов.
Образование для специалистов в сфере маркетинга
Cамыми популярными курсами в 2022 году стали «Менеджер по маркетплейсам» и «Интернет-маркетолог». Большинство студентов на таких курсах — люди в возрасте 25−35 лет: 51,8% и 50,7% от общего числа обучающихся в 2021 и 2022 годах соответственно. Эта аудитория год к году выросла в 3,7 раза.
Среди студентов стало больше подростков до 18 лет включительно. В 2022 году их количество увеличилось в 34 раза год к году. Также в 4,4 раза выросла категория студентов 46−55 лет.
49,6% респондентов назвали целью своего обучения поиск работы по новой профессии, что на 19% больше, чем в прошлом году. Более четверти пришли учиться, чтобы развиваться в своей нынешней профессии — 28,6%. Начать новый проект или перейти на фриланс хотят 14,7% студентов.