Частота социально-экономических кризисов возрастает: если в 90-е и 00-е мировые потрясения случались раз в 8−10 лет, в настоящее время их периодичность сокращается. С 2014 года динамика глобальной неустойчивости растёт, а с 2020 года общество находится в положении тотальной неопределённости до сих пор. Любая турбулентность сопровождается сложными решениями для рекламной отрасли, в том числе — кадровыми. Эксперты NMi Group совместно с платформой «Понимаю» проанализировали биржу труда и ментальный аспект сложившейся ситуации. Полученными выводами участники проекта поделились с Sostav.
Что говорят HR-специалисты
Нестабильность рекламного рынка приводит к стрессу как работодателей, так и сотрудников: сокращение штата негативно сказывается на экспертизе, а перед страхом потери работы буквально опускаются руки. HR бизнес-партнёр NMi Group Людмила Лихова говорит о том, что только по Москве более 2 000 соискателей на hh.ru в статусе активного поиска работы. Речь о медиапланерах — базовом ресурсе медиаагентств. Эксперт рассказала, что сейчас происходит с HR и рынком труда в целом.
Сокращение штата. Крупные международные клиенты уходят из России, прихватив свои бюджеты, либо приостанавливают деятельность. Сокращение дохода прямо влияет на ФОТ, содержать штат на докризисном уровне агентства, чей клиентский лист состоял исключительно из зарубежных рекламодателей, не могут себе позволить. Иначе обстоят дела в организациях, чьи клиенты в подавляющем большинстве российские. Как правило, это отечественные холдинги.
Некоторым компаниям удалось сохранить штат и зарплаты сотрудников, продолжить работу в докризисном режиме и не перейти на сокращённую рабочую неделю. Для достижения поставленной задачи предприятия сократили расходы на корпоративную жизнь, обучение, нашли экономически выгодную альтернативу дорогому офису.
Рекрутинг на паузе. Приём новых сотрудников приостановлен. При этом рынок перенасыщен опытными специалистами. Сейчас собрать команду под крупного клиента вполне реально за несколько дней, тогда как раньше этот процесс мог растянуться на полгода.
Смена квалификации. До февральских событий junior и middle планеры стремились в диджитал, после — тенденции изменились. С блокировкой продуктов Meta* (компания признана экстремистской и запрещена в РФ) сократилось количество площадок, траффик бюджетов перераспределился в направлении таких платформ, как «ВКонтакте», «Одноклассники», «Яндекс.Дзен». Медиапланеры меняют специализацию, как внутри диджитал, так и переориентируются на офлайн.
Глобально наблюдаются два поведенческих сценария:
- Игра на другом поле. Как правило, после ухода из агентств медиапланеры ищут релевантные вакансии на стороне клиентов, например, в отделах маркетинга.
- Кардинальная переквалификация. Специалисты с опытом 5+ лет уходят в проекты смежных отраслей, например в IT, и уже в процессе работы адаптируют пакет своих скиллов под новые менеджерские задачи.
Поддержка 360. Работодатели понимают, что в самые сложные времена важно, прежде всего, сохранить человеческое лицо и поддержать команду. После февральских событий вырос спрос на психологическую и юридическую помощь, финансовое консультирование.
Что говорят психологи
Психолог и эксперт платформы «Понимаю» Ирина Ермошкина выделяет два сценария, которым следует человек в положении неопределённости:
- Негативный. Уход в состояние жертвы, тотальная беспомощность в принятии каких-либо решений, смирение и нежелание менять себя, когда вокруг меняется всё.
- Позитивный. Проактивная позиция, гибкость и мобильность. Важно занять позицию «автора жизни» и сосредоточиться на поисках возможностей, вариантах решения проблемы/ситуации.
Пришла пора сменить угол зрения.
Во-первых, важно сосредоточиться на цифрах и приоритетах: при поиске релевантных вакансий мыслить стратегически, увидеть то, что сможет заполнить опустевшие ниши. Это могут быть отечественные бизнесы, чьи зарубежные конкуренты покинули рынок. Или создать свой бизнес, почему нет?
Во-вторых, главная ошибка, особенно работников с внушительным стажем, — консервативность. Мир находится в движении, двигаться вместе с ним и адаптироваться — нормально. Менять специализацию, развивать новые навыки важно всем, включая опытных специалистов.
В-третьих, необходимо брать на себя ответственность и за свою жизнь, и за результат, который соискатель может предложить потенциальному работодателю. Либо выйдет, либо нет — больше не работает. Здесь важно понимать, что результат зависит от человека, и он в силах этим управлять. Справиться с этим поможет стратегическое мышление, глубокий анализ болей потенциального и действующего клиента, наработанный опыт. Аналитика, понимание стратегии и конкретика — то, что работодатели в нынешней ситуации ценят больше всего.
Кризис — время новых возможностей, в том числе для личностного и профессионального роста. Искреннее желание помочь клиенту, глубокое погружение в его боли и проблемы помогут услышать «вы приняты».