В 2012 году Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания стал Академией медиаиндустрии. Но смена вывески мало что поменяла в содержании — даже сайт организации остался прежним.
В конце 2018 года в Академии появляется новый ректор — Сергей Давыдов, ранее занимавший должность заместителя декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ. О том, какие изменения произойдут в одном из старейших учебных заведений отрасли, он рассказал журналистам Sostav.
Сергей, что лично для вас означал переход из «Вышки» в Академию медиаиндустрии? Это челлендж?
Это действительно вызов, вы правы. Прежнее и более известное название нынешней Академии медиаиндустрии — «Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания». В будущем году этой организации исполнится 50 лет. Это солидный возраст, но жить надо уже по-новому.
В Академии изначально стояла задача готовить кадры для медиаиндустрии (ТВ, радио, печатные и электронные СМИ). Сейчас концепция поменялась, потому что поменялась сама медиасреда. Раньше у нас было лишь несколько ВУЗов, в которых можно было получить журналистское образование. Академия, а тогда Институт повышения квалификации, занимал в этой линейке значимое место. Скажем, именно там учились многие из тех, кто сегодня работает на телевидении. Сегодня специальность «Журналистика» появилась во многих ВУЗах, среда стала гораздо более конкурентной. Поэтому своей ближайшей целью я вижу необходимость перезапустить Академию, сделать ее значимым, активным игроком на рынке профессионального образования и переподготовки кадров.
Это цель, но каковы задачи? Что вы будете для этого делать?
Первое — это развитие коммерческого направления. Сюда входит развитие дистанционного, то есть онлайн-образования, это позволит расширить ареал нашего влияния и лучше работать с регионами. Естественно, что для этого будем разрабатывать новые программы в сфере диджитал, новых медиа, которые сейчас представлены довольно слабо.
Какие проблемы при этом возникают?
Да я не вижу особых проблем.
А мы видим. Целевой группой для онлайн-образования будет, надо полагать, молодежь. Новыми медиа тоже занимаются молодые люди, планка личных доходов у них стоит достаточно высоко. А преподаватели традиционно — это люди старшего возраста, уровень оплаты труда здесь традиционно другой.
Кого и как вы будете привлекать для преподавательской работы с молодежью?
Я не могу сказать, что мы богаты. Есть много конкурентов, которые имеют больше финансовых возможностей. Но у нас есть сильная сторона — это связь с индустрией. Мы — единственная образовательная организация, которая входит в структуру Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям («Роспечать»). Тем самым мы оказываемся ближе к участникам отрасли и можем рассчитывать на их помощь и взаимодействие.
Именно оттуда мы планируем привлекать практиков для преподавательской работы. Это не профессиональные педагоги, но у них есть знания и желание делиться ими. Вот с ними мы и будем создавать программы для дистанционного обучения.
Кто будет за это платить?
У нас есть государственное задание. Если речь идет, например, о ВГТРК или РТРС, мы можем организовать обучение в рамках бюджета, если это коммерческие предприятия или предприятия, которые не входят в структуру «Роспечати», то работаем на коммерческой основе.
Какова доля коммерческих клиентов?
Это значимая доля, но, конечно, меньше, чем хотелось бы — десятки процентов.
Чему вы их учите?
У нас две группы специальностей: технические — например, звукорежиссер, осветитель, оператор и творческие — журналистика, режиссура, сценарное мастерство.
А реклама? Ведь где журналистика — там пиар, где пиар — там реклама. Вы занимаетесь этим?
С рекламой и пиаром Академия традиционно работала мало, но нам ничего не мешает этим заняться.
Чем вы руководствуетесь, когда рассматриваете возможные направления развития?
Я вижу определенные ниши, но рынок очень плотный. Мы пойдем туда, где будем чувствовать возможность успеха. Пока мы в поиске.
Какой путь развития для вас предпочтительнее: интенсивный или экстенсивный? Первый предусматривает работу со сравнительно небольшим числом клиентов, перед которыми разворачивают широкий спектр предложений, второй — стремление расширить клиентскую базу.
Самое очевидное направление развития — идти в регионы, то есть развивать онлайн-форматы. Ведь при прочих равных для обучения в Москве люди должны потратить значительные средства на транспорт и оплату проживания.
Онлайн-образование — интересная тема. Ведь тут все иначе и не только в техническом плане, но и методическом. И это требует соответствующей подготовки.
Где вы возьмете соответствующие этим требованиям кадры?
В Академии уже есть преподаватели, которые имеют опыт онлайн-преподавания, и есть методики. Учитывая растущую рыночную потребность, наша задача — расширять и убеждать действующих сотрудников переходить в онлайн-формат. Ну и конечно, будем привлекать молодых.
В чем их стимул в сотрудничестве с Академией?
Есть люди, которым интересно преподавать в качестве дополнения к основной работе. Но сейчас для нас важно стремиться не расширить штат, привлекая новичков в преподавании, а выстроить правильные взаимосвязи с теми тренерами и практиками, которые уже работают с нами в той или иной форме. Вот их в первую очередь мы готовы обучать и передавать методики.
То есть в первую очередь надо учить учителей?
Да. Опыта пока нет, взять его неоткуда, будем сами развивать это направление.
Изменит ли онлайн-формат обучения подход к привычному для нас виду образования, который можно назвать классическим?
Академия в этом плане находится в счастливой нише, мы — не классическое образование, мы не журфак. К нам приходят взрослые и опытные люди на переподготовку. У нашего слушателя может быть самый разный опыт и образование, какой угодно бэкграунд. Мы работаем с теми людьми, которые знают чего они хотят, и наша задача — дать им это. Если человек хочет выучиться на осветителя, мы даем ему такую возможность, для этого не надо «менять его сознание».
Пример с осветителем понятен. Но вот если к вам пришел журналист с «тяжелой рукой», он пишет трудно или слабо. Вы будете менять его сознание?
У нас вообще нет задачи изменить сознание, есть задача дать какие-то навыки, инструменты и так далее. Сегодня журналист должен не только писать, но и работать с источниками, использовать какие-то специальные программы, число которых постоянно растет
Сейчас много говорят об изменении бизнес-модели в разных областях. Сохраняется ли у вас модель «мудрый преподаватель приходит к ученику и передает опыт»?
Нет, эта модель не востребована. К нам приходят слушатели, которые уже много знают. Скажем, человек, который хочет стать блогером. Намечая план работы с ним, мы идем от потребностей. Они комплексные, такими же должны быть и курсы. Блогеру нужно уметь монтировать, хорошо и четко говорить «на камеру», у него есть творческие задачи: формирование концепции, контента и работа с аудиторией, и все это вполне понятные навыки, которые тренируются. В ходе самостоятельной работы слушателям должны помогать тьюторы, а это уже сосем не то же самое, что классические преподаватели. Кроме того, для людей творческих специальностей важен конкретный продукт, который они учатся создавать. Поэтому, в финале они выходят с проектом.
Преподаватели, как их ни назови, это ключевые для вас люди. И для вас должны быть хорошо понятны их ценности. Зачем они идут в эту профессию, совмещая ее с основной, ведь деньги там небольшие, говоря откровенно?
Перекупать людей мы, конечно, не сможем. У меня есть глубокое убеждение, и оно работает: о том, что профессионал без учеников — это не профессионал высшей категории. И есть люди, которые это мнение разделяют.
У нас есть преподаватели, которые работают на хорошей зарплате в известных и небедных, скажем так, медийных структурах, и одновременно преподают. И есть люди, готовые полностью перейти на сторону преподавания. Они придумывают курсы, готовят методики и так далее. Причем это далеко не всегда штатные сотрудники, мы активно развиваем сообщество людей, с которыми мы сотрудничаем по разным проектам с разной степенью интенсивности. А вот если человек готов к тому, чтобы решать управленческие задачи: координировать работу преподавателей, поддерживать коммуникации