Общий спрос на онлайн-курсы по диджитал-маркетингу в январе-ноябре 2022 года снизился на 12% по сравнению с 2021 годом, подсчитали аналитики «Нетологии» и Roistat. При этом диджитал-специалисты остаются востребованными на рынке труда. Особенно актуальна профессия e-com маркетолога. Какие направления диджитал-маркетинга чаще всего выбирают студенты онлайн-курсов и каковы реальные потребности агентств, читайте в материале Sostav.
В рамках исследования проанализированы обезличенные данные 6344 студентов «Нетологии» в январе-ноябре 2022 года и 7230 студентов в январе-декабре 2021 года. В 2022 году выборка студентов по маркетингу составила порядка 2100 человек.
Маркетологи стремятся в IT
Падение спроса на курсы по диджитал-маркетингу началось в марте 2022 года, когда на российском рынке стали недоступны рекламные инструменты Google, Instagram* и Facebook* (*запрещённые в России соцсети; принадлежат Meta, которая признана экстремистской и террористической организацией в РФ). Сильнее всего пострадали направления по SMM, таргетированной рекламе и продвижению в Instagram.
В 2022 году рост спроса на курсы по программированию оказался наиболее значительным. Число обучающихся на этом направлении увеличилось на 48% по сравнению с 2021 годом. IT-специальностям решили обучиться и 41% опрошенных маркетологов. Их количество выросло на следующих программах:
- на курсах по изучению языков программирования — в 5 раз;
- на курсах по аналитике — в 1,3 раза;
- на курсах по бизнесу и управлению — в 12 раз;
- на курсах по дизайну — в 3,5 раза.
Елена Врацкая, руководитель отдела цифрового образования Media Direction Group:
На выбор профессий в рейтинге студентов, скорее всего, влияет несколько факторов. Основной — это доступность их получения, точнее их «раскрученность»: очень часто встречаются объявления, что за несколько месяцев можно стать UX-разработчиком со стартовым доходом более 150 тыс. руб. Крайне заманчиво для начинающего специалиста, не правда ли? Также усиливает популярность профессии желание работать удалённо из любой точки мира.
Управление маркетплейсами — новый чёрный
Наиболее популярными направлениями для обучения в диджитал-маркетинге остаются интернет-маркетинг и менеджмент маркетплейсов. Однако последний в 2022 году вышел на первое место по востребованности среди студентов онлайн-курсов.
Это же направление показало наибольший рост популярности. А вместе с ним — курсы по обучению на копирайтера и UX-дизайнера. Эти профессии действительно достаточно востребованы на рынке, но не больше, чем SMM-специалист или перформанс-менеджер, рассказывает Елена Врацкая.
Какие специалисты нужны рынку
Даже несмотря на закрытие зарубежных интернет-площадок спрос на диджитал-специалистов есть, отмечает главный директор по персоналу группы «Игроник» Ольга Уколова. С начала пандемии рекрутёры активно ищут e-com маркетологов, и эта тенденция сохраняется до сих пор, указала Врацкая. А так как маркетплейсы за последнее время показали невероятный рост, и увеличение оборота интернет-торговли в России продолжится, востребованность e-com специалистов можно прогнозировать и в 2023 году, уверена Уколова.
В 2022 году наибольшая необходимость также возникала в специалистах, которые обладают знаниями сразу нескольких диджитал-каналов (например контекст и таргетированная реклама, медиа и программатик), рассказывает HR-директор MGCom Арина Рытченкова. Тяжелее всего было найти профессионалов в сферах программатик и мобильной рекламы.
По словам Врацкой, работники без опыта, но прошедшие курсы по диджитал-маркетингу, могут устроиться на позиции ассистента или младшего диджитал-менеджера. Работодателям важно, чтобы кандидат показывал устойчивые знания в отрасли и желание развиваться. В MGCom, например, такие соискатели могут занять позиции как в отделе производства, так и в клиентском сервисе. Гораздо сложнее найти специалистов старшего уровня, обладающих большим опытом и понимающих работу изнутри, рассказывает Врацкая.
Пока тяжело сказать, какие специальности выйдут в топ-3 самых востребованных в 2023 году, но точно потребуются медиапланеры, проджект-менеджеры разного уровня и профессионалы в области маркетинга 360, предполагает Рытченкова.