В июне ожидания российского бизнеса стали наихудшими за последние 13 лет. Индекс оптимизма рухнул сразу на 29%. Компании видят угрозу дальнейшему развитию в росте цен, негативном влиянии санкций и спаде покупательской способности россиян. Об этом сообщает РБК со ссылкой на данные S&P Global.
S&P Global опросил 12 тыс. компаний по всему миру, в России выборка составила 500 компаний: 250 из обрабатывающей промышленности и 250 поставщиков услуг. S&P Global рассчитывает свой индекс оптимизма как разницу между долей компаний, которые намерены увеличить выпуск своей продукции в ближайший год, и ожидающих спада. Так, сальдо обрушилось с 34% в феврале до 5% в июне. Предыдущий антирекорд (6%) российский бизнес установил осенью 2020 года — тогда на настроения влияла пандемия коронавируса.
Средний по миру показатель составил 22% в июне против 40% в феврале. У России самый плохой результат среди 12 крупнейших экономик мира. В США в июне по сравнению с февралем доля оптимистично настроенного бизнеса снизилась с 48 до 25%, в Китае — с 31 до 18%, в Германии — с 48 до 11%. В еврозоне показатель сократился с 43 до 16%.
Представители российского бизнеса заявили, что действительно проходят сложный период, однако внутренний рынок постепенно восстанавливается, растет потребительский спрос, а уход зарубежных игроков открывает для российских компаний новые перспективы. Бизнес-омбудсмен Борис Титов полагает, что в России будет возрождаться экономика простых вещей, а малые и средние предприятия будут не только продавать, но и производить.
Согласно данным BrandScience Snapshots, россияне начали адаптироваться к кризису. Так, изменения в социально-политическом укладе страны в мае беспокоили 44% опрошенных, что значительно ниже показателей марта (55% на неделе 9−14 марта).