С начала пандемии количество заявок на покупку франшизы на российском рынке сократилось на 12% год к году. Хуже всего ситуация обстоит в сегменте общепита и на fashion-рынке, однако продуктовый ритейл и фармрозница зафиксировали рост, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на исследование Franshiza.ru.
В апреле—октябре 2020 года количество заявок на покупку франшизы общепита упало год к году на 24%, на столько же сократилось количество франчайзинговых магазинов одежды, обуви и косметики. Так, Melon Fashion Group (Befree, Love Republic, Zarina и Sela) за последние семь месяцев закрыл 26 франчайзинговых точек, при этом открылось 13 новых магазинов. Сеть «Правда Кофе», рассказывает ее представитель, с начала пандемии закрыла две франчайзинговые точки из-за конфликта с арендодателями.
За это время ожидаемо выросло количество продуктовых магазинов — на 23%, так как этот сегмент в кризис особо не пострадал. В непродуктовом ритейле заметный рост показала фармрозница: количество аптек, открытых по договору концессии, увеличилось на 21%. Кроме того, на 15% увеличилось число партнерских точек в сфере услуг, в основном это пункты выдачи заказов маркетплейсов.
С начала кризиса менялась и динамика по открытию и закрытию точек. Так, в самый пик локдауна, в апреле—мае, сети потеряли около 20% партнерских точек год к году, в сентябре из-за отложенного спроса рынок показал рост на 15%. Но уже со второй половины октября вновь замечена отрицательная динамика: минус 8% год к году. Это связано с опасением предпринимателей введения повторного локдауна на фоне всплеска заболеваемости COVID-19.