Иллюстрация Fotolia
Госдума приняла во втором и третьем чтении закон о защите интеллектуальных прав интернете. 337 депутатов проголосовали «за», 1 - «против». Согласно закону, за распространение ссылки на пиратское видео несет ответственность каждый: и сайт, и поисковик, и обычный пользователь, когда, например, размещает ссылку в комментарии в соцсети.
Закон вступит в силу 1 августа 2013 года. Он предусматривает процедуру полной блокировки сайтов, которые содержат материал, нарушающий исключительные права. Для этого правообладатель должен обратиться в суд, однако еще до его решения Роскомнадзор может заблокировать доступ к сайту. До своего решения суд выдает правообладателю исполнительный лист, с которым обладатель прав обращается в Роскомнадзор, который через хостинг-провайдера возлагает на сайт ответственность по удалению контента. Если суд впоследствии признает заблокированный контент законным, доступ к нему снова открывается.
Нашумевший антипиратский закон был принят Госдумой в первом чтении 14 июня этого года. После чего представители интернет-сообщества, такие, как «Яндекс», Google, Mail.Ru и Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) раскритиковали законопроект и предложили свои поправки. Всего к законопроекту было внесено 44 поправки, из которых были приняты только 21 правка. Согласно внесенным поправкам, законопроект распространяется только на видеоконтент, хотя он предполагал распространение и на аудиоконтент.
По мнению игроков интернет-отрасли, спорным моментом в законе является формулировка некого «посредника», который разместил ссылку на нелегальный контент: им может быть, как сайт, так и поисковик, и обычный пользователь. Это, в свою очередь, может создать препятствия для развития интернет-рынка.
«Логика механизмов, обеспечивающих борьбу с нарушением интеллектуальных прав в интернете, должна предусматривать необходимость уведомления ресурса со стороны правообладателя о конкретном нарушении, предоставлении ресурсу разумного времени на реагирование или предоставление возражений.
Однако закон, по сути, вводит досудебную блокировку сайтов по заявлению лица, считающего себя правообладателем. Он не предусматривает обязанность правообладателя взаимодействовать с владельцами сайтов, уведомляя их о конкретном нарушении, в то время как на важность такого взаимодействия неоднократно указывали российские суды при рассмотрении конкретных дел», - объясняет интернет-компания Mail.ru Group.
«В такой редакции законопроект направлен против логики функционирования интернета и ударит абсолютно по всем — даже не только по пользователям интернета и владельцам сайтов, но и по самим правообладателям. Выбранный способ регулирования борется не с пиратами, а с интернетом — это все равно, что навсегда закрывать магистраль, на которой произошла одна авария», - добавляют в «Яндексе».
Закон, скорее, направлен на защиту прав обладателей, которые при «пиратском» сценарии не могут в полной мере монетизировать свой контент, пояснили Sostav.ru в компании Yellow, Black and White Digital, занимающейся разработкой технологических платформ для управления цифровой дистрибуцией и монетизацией видео контента.
Компания обращает внимание на то, как именно будет реализовываться закон: просто закрытие сайтов ни к чему не приведет, только к лишению пользователей контента, а правообладателей - потенциального заработка. С другой стороны, закон может позволить площадкам, например соцсетям, самим заработать на размещении легального контента – для этого они будут сами привлекать контент правообладателей и получать часть дохода от рекламы, которая будет размещаться в роликах.