Продажи пива в России по итогам девяти месяцев 2022 года упали на 5,3% в декалитрах и на 4% в штуках по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Одним из главных факторов сокращения спроса стал уход иностранных брендов, хотя объём продаж импортного пива до февраля 2022 года составлял около 5%, сообщают аналитики «Градус». Результаты исследования есть в распоряжении Sostav.
Во втором квартале 2022 года произошёл наибольший спад продаж: в годовом выражении показатели снизились на 10,9% в декалитрах и на 9,9% в штуках. Обычно объёмы продаж пива сильно отличаются в разных регионах России, однако по итогам девяти месяцев тенденция к снижению была везде практически одинаковой.
Исключением стал только Северо-Западный федеральный округ, где продажи пива в годовом выражении не изменились и остались на уровне аналогичного периода 2021 года.
Самыми крупными регионами по объёмам продаж пива стали:
- Московская область — 17,58 млн декалитров, 8% общего объёма продаж пива в России;
- город Москва — 14,08 млн декалитров, 7% общего объёма продаж;
- Свердловская область — продажи 9,75 млн декалитров, 5% общего объёма продаж.
Пиво с крепостью 4,7% вышло на первое место по объёму продаж в декалитрах, но динамика продаж снизилась на 11,8% год к году. На втором месте оказались напитки с крепостью 4,5%, динамика их продаж упала на 4,9%. Третье место у пива с крепостью 4,8%, динамика продаж этого напитка увеличилась на 6,3%.
Доля произведённого в России пива в общем объёме продаж не изменилась по сравнению с аналогичным периодом 2021 года и составила 93,5% в декалитрах. Это связано с тем, что на рынке всегда доминировали отечественные производители и расположенные в регионах заводы крупных международных компаний.
Доля импортного пива была невелика до начала специальной военной операции и мало изменилась после ухода ряда иностранных брендов. В основном рынок покинули марки из США, Великобритании, Дании и Ирландии, однако производители пива из европейских стран, в том числе из Германии, Чехии, Бельгии, Нидерландов и Польши по-прежнему поставляют свою продукцию в Россию. Кроме того, на отечественном рынке постепенно увеличивают присутствие производители пива из Мексики, Японии, Китая и Южной Кореи.
Тренд на снижение продаж может быть единовременным, отмечают аналитики. В 2023 году следует ожидать как минимум нулевой динамики рынка пива в сравнении с 2022 годом или очень небольшого спада продаж.