Ассоциация коммуникационных агентств России завершила вторую волну бизнес-монитора, посвященного изучению портрета современного рекламиста и прогнозам развития рекламного рынка в 2014 году. В задачи монитора входит построение портрета современного специалиста по рекламе и рекламного рынка в целом по основным характеристикам: организационным, социально-демографическим и профессиональным.
Исследование проводилось в две волны, прошедшие весной и летом нынешнего года, путем анкетирования руководителей компаний и глав HR- отделов. В проекте приняли участие 45 агентств, среди них - ведущие игроки российского рекламного рынка. В ходе исследования респонденты предоставили информацию по типу и основным направлениям деятельности компаний, количестве, стаже и статусе сотрудников, а также об уровне их заработных плат.
«Предоставление открытой и достоверной информации о компаниях, которым доверяют свои бюджеты рекламодатели и сами потребители рекламы, является одним из качественных показателей развитой и цивилизованной индустрии. Принимая во внимание конфиденциальность предоставленных данных, нам удалось сформировать еще один индустриальный продукт, который будет полезен всем игрокам рекламного рынка, а также будет способствовать росту престижа рекламных профессий», - отметил Президент АКАР Алексей Иванович Ковылов.
В ходе исследования АКАР определила, что средний возраст агентств-членов АКАР составляет 12 лет, со средней численнойстью штатных сотрудников 84 человека и внештатных - 53. Почти 40% компаний вообще не пользуются внештатными сотрудниками. В общей массе в компаниях работают квалифицированные специалисты (55%), вдвое меньше руководителей структурных подразделений (20%), примерно в равных пропорциях присутствуют руководители компании (10%) и младшие специалисты (10%), и только 5 % занимает вспомогательный персонал. Средний стаж сотрудников составлят от 3 до 5 лет.
Среди сотрудников в компаниях-членах АКАР преобладают женщины, средний возраст сотрудников - 30 лет. Около половины сотрудников (49%) состоят в браке, 52% имеют детей, причем в основном 1 ребенка. Размер домохозяйств 47% сотрудников превышает двух человек и каждый 5-й живет один. Чуть больше половины сотрудников имеют автотранспортные средства.
Основная масса сотрудников компаний-членов АКАР имеют одно высшее образование (77%). Два высших образования и ученую степень имеют только 13% сотрудников и только 5% - не имеют высшего образования. Средний стаж сотрудников составлят от 3 до 5 лет. Уровень владения иностранными языками остается на среднем уровне: меньше половины (47%) владеют иностранным языком на базовом уровне и 37% - свободно. Абсолютное большинство сотрудников компаний имеют опыт пользования компьютером и 50% являются продвинутыми пользователями.
Портрет современного рекламиста
Более 50% руководителей агентств оценили результаты работы их компаний в 2013 году как хорошие по сравнению с 2012 годом. Основу структуры доходов компании в 2013 году составили комиссионные (39%) и по проектная оплата (36%). В 2013 году расходы и инвестиции клиентов на рекламу остались прежними, это отметили около 40% руководителей. 30% заявили, что расходы клиентов на рекламу возросли и такое же количество респондентов (30%) придерживаются мнения, что расходы сократились. Большая часть средств в 2013 году была израсходована на традиционную (ATL) рекламу, Стимулирование продаж (BTL), Новые медиа, On-line marketing и E-commerce.
По прогнозам руководителей агентств, в 2014 году наиболее важными факторами для деятельности компании должны быть - Интегрированные коммуникационные стратегии и Стратегическое планирование. Помимо этого, в 2014 году на деятельность агентств могут оказывать влияние законодательные ограничения, инфляция, сокращение клиентами расходов на рекламу, нехватка квалифицированного персонала в отрасли и рост важности коммерческих on-line коммуникаций.
В 2013 году, отметив 20-летний рубеж, Ассоциация запустила новый индустриальный продукт – АКАР БИЗНЕС – МОНИТОР, прототипом которого стал проект Европейской Ассоциации Коммуникационных Агентств (ЕАСА) EURO BAROMETER. Как и европейский аналог, исследование направлено на сбор, анализ и синтез социально-демографических и профессиональных характеристик компаний, работающих на рынке коммерческих коммуникаций.