Госдума РФ приняла закон об особенностях дистанционной работы. Документ вводит в законодательство само понятие удаленки, в том числе закрепляет «Право на офлайн», пишет «Российская газета».
В законе отражены три ключевых понятия: дистанционная (удаленная) работа, временная дистанционная работа и комбинированная дистанционная работа. Документ содержит нормы, касающиеся рабочего времени и отдыха сотрудников в таком режиме работы, основания для перевода на удаленку и порядок взаимодействия работника и работодателя.
Период взаимодействия работодателя с дистанционным сотрудником пойдет в учет рабочего времени. Переработки будут оплачиваться как сверхурочные. «Право на офлайн» сохранено, что было принципиальной позицией разработчиков, в связи с тем, что норма о неприкосновенности времени отдыха уже есть в Трудовом Кодексе. Нарушение «права на офлайн» расценивается как сверхурочная работа. Она может проходить только с письменного согласия работника и оплачивается соответствующим образом.
Отдельно в законе оговорены случаи, когда работодатель сможет перевести свой штат на дистанционную работу без его согласия: природные и техногенные катастрофы, аварии, несчастные случаи на производстве, пожары, наводнения, землетрясения, эпидемии, эпизоотии. Еще одно основание — решение об объявлении чрезвычайной ситуации со стороны органов госвласти и местного самоуправления. При этом перевод на дистанционку не может являться основанием для снижения зарплаты при сохранении объёма работы. При этом работодатель обязан обеспечивать сотрудников, работающих удалённо, необходимой техникой или возмещать затраты, оплачивать их командировки и отпуска.
Закреплено и то, что «дистанционных» сотрудников смогут увольнять за невыход на связь с работодателем более двух рабочих дней подряд без уважительной причины. Это положение заменит такое общее основание, как прогул.
Законопроект был принят в первом чтении 21 июля. В силу он вступает 1 января 2021 года.