Состояние российского потребителя постепенно ухудшается. Об этом говорят данные ВЦИОМа, об этом же свидетельствуют обнародованные сегодня результаты исследования компании Nielsen. 34% российских участников исследования «Изменение потребительского благосостояния» заявили, что их финансовое положение улучшилось за последние пять лет. 38% утверждают обратное, фиксируя ухудшение, 28% утверждают, что все осталось так же, как и было. Здесь важен даже не столько сам факт ухудшения, сколько высокий темп изменений: 72% респондентов сказали о том, что их ситуация стала другой. Ну, а жить в эпоху перемен желали врагу еще в Древнем Китае. Но бренды в состоянии использовать эту ситуацию, если попытаются поймать ветер. Лоцией могут служить результаты исследования.
Доля тех, кто заявил об улучшении своего финансового положения, и тех, кто стал жить хуже, примерно равны. Но посмотрите, как изменился список категорий, за товары которых россияне стали платить больше и тех, потребление которых уменьшилось.
TOP-5 категорий, за товары/услуги которых потребители стали платить больше, Россия, 2018−2013 гг.
TOP-3 категорий, за товары/услуги которых потребители стали платить меньше, Россия, 2018−2013 гг.
«Несмотря на то, что покупатели всегда чувствительно реагируют на рост цен, некоторые категории товаров предоставляют больше возможностей для «ценового маневра», чем другие», — пишут исследователи Nielsen. Что же это за волшебные категории такие? Смотрим.
TOP-5 категорий, за товары/услуги которых потребители готовы платить больше, Россия, 2018−2013 гг.
Как, однако, этот перечень отличается от предыдущего (см. выше)! Разница в том, что в одном случае большие размеры платежа были вынужденными, а во втором — добровольными. Впрочем, одна категория — одежда — попала в оба списка. Что тут сказать? Одежда бывает разная, равно как и те, кто ее носит. Чем же отличается одежда, да и товары других категорий, за которые люди готовы отдать последнее или предпоследнее, от рядовых, повседневных? Вот три наиболее часто встречающихся причины.
Наиболее часто упоминаемые мотивации готовности потребителей заплатить больше за товар/услугу, Россия, 2018, доля, %
Где они узнают об этих товарах? Такие данные тоже есть. Напомним, что и здесь, и выше речь идет исключительно о данных, касающихся российской ситуации. Сравнить ее с мировой можно тут.
При выборе премиальных продуктов участники исследования больше всего доверяют тщательному изучению товара и его характеристик — 56% выбрали именно этот вариант ответа. Для сравнения, в среднем в мире только 36% опрошенных проголосовали так же. 44% опрошенных в России признались, что при покупке премиальных товаров руководствуются эмоциями, для них такая покупка — импульсная. Почти каждый третий (29%) прислушивается к рекомендациям семьи или друзей. А вот наружной рекламе и радио при выборе премиального товара доверяют всего 3%, рекламе на телевидении — 6%.