Максим Горький, оказавшись в Нью Йорке начала XX века был поражен обилием светящихся вывесок, неоновых огней, транспарантов, окутывающих весь город. Писатель наверняка подумал тогда, что эта участь ждет Москву, любой город России и мира. Сейчас уже обилие светодиодных экранов на фасадах зданий никого не удивляет, но мы сами не осознаем, насколько близок тот момент, когда изображения начнут появляться прямо в небе и светить на нас прямо из космоса. Что такое космический билборд, как вывести бренд на орбиту и зачем это нужно, рассказал основатель Avant Space Антон Оссовский.
С чего начиналась космическая реклама
Если мыслить непредвзято, то история космической рекламы началась сразу с эпохой освоения космоса. Легендарный «Спутник», положивший начало эпохе покорения космоса, остался в истории как символ и идея: он буквально популяризировал космос и был не просто демонстрацией силы инженерной мысли, но и призывом ко всему миру.
С ростом борьбы за первенство в космосе и появлением на орбите людей ситуация радикально изменилась. Любая личная вещь космонавтов, элемент одежды, часы или очки могли стать культовыми просто благодаря человеку, который их носил. Сейчас бы это назвали Product Placement’ом, но вряд ли стоит всерьез полагать, что на ранних этапах освоения космоса бренды массово и намеренно стремились попасть на орбиту.
К этой мысли они пришли в 80-х, когда Coca-Cola и Pepsi ввязались в борьбу за звание лучшей газированной воды для астронавтов. Эта попытка завоевать право называть свой напиток «выбором покорителей космоса». С тех пор лояльность брендов к космосу стала стремительно расти: редко какой пуск обходился без особых гостей или символов. История помнит и профессионального журналиста Тоёхиро Акиям, полет которого к станции «МИР» 1990-го года инициировал телеканал TBS, и первый снятый в космосе рекламный ролик, сделанный в интересах израильского производителя молока в 1997 году, и даже логотип Pizza Hut на ракете «Протон-К» в 2000-м.
Разумеется, такое «размещение» было вопросом миллионов долларов, но даже с такими расценками покупатель на подобные услуги находился всегда. Да, для большинства людей эти примеры — максимум, что может ассоциироваться со словосочетанием «космическая реклама», но это не так. Ведь в любой новой сфере путь к настоящей популярности начинается с малого, и более амбициозные проекты уже готовы потеснить пресловутые видео с МКС или лого на ракетах.
Будущее — за космическими баннерами
Современная космическая реклама развивается по нескольким направлениям. Первое фокусируется на необычной идее и предлагает взглянуть на методы работы с космосом с иного ракурса. Яркий пример такого подхода — проект Humanity Star компании Rocket Lab. Идея заключалась в том, чтобы вывести на орбиту объект, отражающий солнечный свет. В итоге спутник был виден на закате невооруженным глазом, создавая иллюзию ранней звезды. Компания позиционировала Humanity Star как социальный проект, направленный на то, чтобы показать «всем на Земле, насколько хрупко наше место во Вселенной». Объект находился на орбите несколько месяцев.
Другой вариант космической рекламы — провокационный подход, демонстрируемый Илоном Маском и его компаниями. Миллиардер, фактически не предлагая ничего нового, делает максимально зрелищное и медийное шоу, направленное как на привлечение внимания к его космической компании Space X, так и к другим бизнесам. Самый знаменитый эпизод этого особого видения Маска — запуск в космос автомобиля Tesla Roadster в 2018 году.
Вызывают ли подобные проекты отклик у аудитории? Безусловно. Только в мире, где вирусное видео через неделю забывается, такой подход требует все новых и новых действий, следовательно, потенциал такой рекламы может быть исчерпан. Именно поэтому самым перспективным кажется третий вариант, позволяющий достичь максимум внимания и даже после спада волны «хайпа» оставаться востребованным. Достичь таких показателей можно, если «застолбить» за собой орбиту Земли.
Изначально эта идея была оформлена компанией Space Marketing Inc. В далеком 1993 году Американцы намеревались действовать максимально «по-земному» — растянуть на орбите километровый баннер. Проект был, мягко говоря, слабореализуемый, и не состоялся. Но причина провала — не в самой идее, а в относительно слабой технологической базе. Сегодня «космический баннер» более чем может быть реализован. Наиболее актуальный вариант — создание изображения путем использования созвездия микроспутников, каждый из которых выглядит с Земли как точка-звездочка на ночном небе. Объединяя 10−20 или более спутников мы можем получить изображение логотипа или символа, напрямую ассоциирующегося с брендом.
В компании Avant Space, планирующей приступить к демонстрации рекламы с орбиты в ближайшие годы, пошли дальше. Идея заключается в том, что система лазерного проецирования создает на ночном небе изображение интерактивного логотипа, видного наблюдателю с Земли. Такое изображение привлечет внимание миллиардов людей, которые смогут взаимодействовать с брендом посредством смартфона: принцип работы здесь такой же, как у QR-кодов, стоит навести телефон на созвездие, и перейти по предложенной ссылке. Человек, считавший информацию, сможет моментально ознакомиться с предложением рекламодателя и закрепить эффект от рекламы, воспользоваться уникальным предложением или зарегистрироваться на мероприятие. О полном перекрытии ночного неба, конечно, речи не идет: «баннер» на орбите — это точечная реклама, работающая только над крупными городами и не мешающая лицезреть природу.
Природа и экологичность — еще один плюс космической рекламы, по этому показателю на рынке наружной рекламы ей не будет равных. Билборды на Земле по-прежнему печатают с использованием токсичных чернил, пластика и винила, компании тратят огромное количество природных ресурсов на их произодтста. В случае же с лазерным проецированием этих проблем не возникнет. Один билборд в космосе эффективнее чем 100 тыс. билбордов на Земле.
Победят самые креативные идеи
Рынок рекламы — одна из самых динамично развивающихся сфер, не ощутившая существенных проблем даже в период пандемии. В 2020 году рынок достигал объемов в $647 млрд, а уже в 2025 году приблизится к отметке в $1 трлн.
Потребность в свежих идеях — то, что характеризует эту сферу, потому именно реклама в космосе может стать главным локомотивом развития отрасли. Традиционные методы вроде рекламы с борта МКС или прочих спонсорских активностей никуда не денутся, но будет дополнены инновационными решениями, способными генерировать десятки миллионов прибылей. Это могут быть и «космические билборды», и тесты коммерческих технологий на орбите (например, 3D-печати), и вывод в космос собственных арт-объектов, верно поданная очистка Земли от космического мусора, использование VR-технологий, позволяющих человеку на Земле воочию лицезреть космос, и многое другое. Ключевая особенность новой эры космической рекламы в том, что человечество подходит к порогу, когда космос станет новым медиапространством. Именно новые и смелые идеи — то, что сформирует отрасль в ближайшие десятилетия и переключит внимание СМИ и рекламодателей на себя.
Риски же здесь продиктованы, по большей части, не экономикой, а природой человека. Даже у проекта Humanity Star нашлись свои «недоброжелатели» в лице астрономов, которым яркий объект мешал наблюдать за ночным небом. Стоит ли говорить о возможных политических рисках, которые может вызвать то или иное изображение, видное и сотен городов мира? Противоспутниковое оружие становится все более доступным, поэтому договариваться о правилах поведения в новой сфере и регулировании отношений в ней нужно заранее. Тогда и технология будет выполнять то, что ей положено — служить человеку и удивлять его.