Продавцы маркетплейсов пожаловались в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на политику распродаж на площадках и попросили ведомство проверить механизм проведения акций. Они отметили, что вынуждены участвовать в распродажах, что сокращает их маржинальность. За отказ от участия маркетплейсы могут поднять комиссию для продавцов до 10%, сообщает «Коммерсантъ».
Обращение в ФАС направили представители общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России». Они утверждают, что поставщики вынуждены предоставлять скидки за свой счёт.
По словам генерального директора goOMNI Ефима Алдухова, маркетплейсы должны компенсировать продавцам часть потерь в период скидок, однако часто этого не происходит, отметил он в беседе с изданием. Также он сообщил, что политика площадок не позволяет поднимать цены: например, при расчёте рекомендованной скидки Wildberries учитывает среднюю стоимость товара за предыдущий месяц.
В Wildberries сообщили изданию, что поставщики сами принимают решение об участии в распродажах и устанавливают цены на товары. В «Яндекс Маркете» и Ozon журналистам сказали, что не устанавливают никаких органичений. Алдухов отметил, что политика других площадок действительно более гибкая, но давление одного игрока влияет на других: «Если цены продавца на Ozon будут выше, чем на других площадках, более чем на 15−20%, он рискует лишиться, например, премиальных товаров, что приведет в целом к снижению продаж маркетплейса на 20−30%», — пояснил он.
Зампред правления Руспродсоюза Дмитрий Леонов назвал практику «недобросовестной». Он заявил, что с ней сталкиваются и производители продуктов питания, и это не только ущемляет права продавцов, но и негативно влияет на экономику онлайн-продаж.
При этом доказать доминирующее положение маркетплейса или невыгодные условия для поставщиков может быть сложно. Площадки могут аргументировать для ФАС свою политику обеспечением доступности товаров для потребителей в условиях инфляции, сообщила изданию Ирина Акимова, партнёр BGP Litigation.
На прошлой неделе ФАС рекомендовала маркетплейсам эффективнее взаимодействовать с поставщиками и покупателями и тщательнее следить за соблюдением их прав в рамках саморегулирования из-за поступающих в ведомство жалоб. Больше всего обращений связано с непрозрачностью работы маркетплейсов. Контрагенты недовольны принуждением к участию в акциях, односторонними изменениями условий договоров, взимании комиссий и проблемами с приёмкой, хранением, доставкой и возвратом товаров.
В ФАС напомнили, что первые шаги к более эффективному взаимодействию с контрагентами уже предприняты. В феврале 2022 года подписан Меморандум о базовых принципах добросовестного поведения на цифровых рынках, а 7 июня крупнейшие маркетплейсы и продавцы товаров при поддержке Минпромторга утвердили для себя стандарты взаимодействия, уточняющие основные принципы работы.